Больше рецензий
21 марта 2025 г. 22:19
44
5
РецензияНежно люблю все восточные сказки, даже на новый почти коммунистический лад )
"Скорпион из алтаря" – второй большой роман Абдуллы Кадыри. Автор жил в весьма интересное время появления нового союзного государства, а потому и писал о не мене интересных, но более ранних временах столкновения и противостояния Российской Империи и Туркестана. С одной стороны прогресс, гигантская военная и политическая мощь, а с другой – междуусобные войны узбекских ханств, по-восточному изящные и жестокие интриги и законы шариата.
Рассказанная Кадыри история разворачивается в последние годы третьего правления Худояра, хана Коканда, и на первый взгляд, при всей ее историчности, в первую очередь кажется сказкой о любви ханского писаря Анвара и дочери его учителя Рано. Выросшие в одном доме молодые люди уже планируют свадьбу, когда в доме Рано вдруг появляется гаремная сводница.
Если вы ждете, что события понесутся с первой страницы – не ждите ) Сначала вас проведут в дом, спросят о здоровье всех ваших родственников, соседей, друзей, друзей друзей, потом каждому пожелают всего доброго и еще чего-нибудь не менее доброго. Потом этот ритуал проделаете вы. Только после этого хозяин проведет вас в цветущий внутренний двор, усадит на айван под персиковым деревом, и вы прочтете "Фатиху" - суру Корана, отмечающую любое важное дело. Затем вам нальют чая и принесут свежих лепешек (об их покупке и выпечке будет отдельная глава). Вы снова обсудите погоду, природу, родственников, их дела и здоровье, и только после этого вы сможете приступить собственно к беседе. На Востоке не принято торопиться, так что Кадыри подходит к своей книге с такой же основательностью: рассказывает обо всех центральных персонажей, начиная их родословную чуть ли не от Исхака и Якуба. По сути, завязка именно любовной драмы начинается после 150 страницы из 270, а до этого читателя знакомят с историей государства, восточным бытом, обычаями, множеством второстепенных героев и даже перечисляют имена жен Худояр-хана.
(если вдруг кто-то, как и я со школьной скамьи, интересовался тем, как у правоверного мусульманина Худояр-хана могло быть больше 100 жен, тогда как шариат разрешает только 4, Кадыри вам ответит. Очень жестокий способ, я до сих пор под впечатлением)
Знаете, что самое удивительное в этой восточной сказке? Женщина тут выступает не хранительницей житейской мудрости, которая подсказывает мужчине и направляет его на верный путь. Женщина тут начало активное, творящее не только собственную судьбу, но и судьбу своего избранника. В ситуации, когда смелые решения должен принимать мужчина, герой даже не пытается сопротивляться, принимает все упавшие на него несчастья как должное, признавая право сильного, хотя оно не имеет ничего общего со справедливостью. Зато очень юная, не видевшая жизни нигде, кроме томиков Саади и Низами, героиня находит в себе силы бросить вызов старинным обычаям, семейным устоям и всему древнему укладу, формирующему восточный менталитет.
Наверное, во времена Кадыри эта история должна была читаться примерно так: юные герои сумели вырваться из-под гнета старой жизни, которую олицетворяют родители (скупой отец Рано Салих-махдум) и поддержанное шариатом государственное устройство в лице Худояр-хана. Однако, если посмотреть на это с другой, менее революционной стороны традиционного восточного уклада жизни, то можно смело сказать, что все несчастья из-за женщин )
Смысл названия может остаться непонятен и после прочтения книги. Слово "алтарь" в русском переводе заменяет слово "михраб". В исламской архитектуре это ниша в мечети, отмечающая сторону Каабы (направление молитвы), лицом к которой молится имам (священнослужитель), человек, являющийся нравственным ориентиром для своей паствы. Однако противником вышедшего из народа Анвара является мелочный и завистливый имам Абдуррахман. Их взаимоотношениям посвящена существенная часть этой истории.
Очень советую книгу всем, кто интересуется исторической прозой с восточным колоритом.