Больше рецензий
25 марта 2025 г. 09:37
49
3 Палладио советского времени: кем был Иван Жолтовский?
РецензияИмя Ивана Владиславовича Жолтовского (1867–1959) занимает особое место в истории отечественной архитектуры. Его называли «патриархом советского зодчества», мастером классической гармонии, человеком, который сумел встроиться в идеологическую систему Советского Союза, не предав своих художественных принципов. Однако, как утверждают авторы книги «Иван Жолтовский. Опыт жизнеописания советского архитектора» Илья Печенкин и Ольга Шурыгина, сам архитектор активно конструировал свой образ, прибегая к мистификациям и творческим переосмыслениям собственной биографии.
Книга обещает деконструкцию мифа о Жолтовском и переосмысление его творческого пути. Однако, портрет архитектора, который выводят авторы, остается в значительной степени поверхностным. Исследователи много внимания уделяют контексту эпохи, взаимоотношениям Жолтовского с властью, но при этом не дают глубокого анализа его архитектурного наследия.
От «подражателя Палладио» до советского патриарха
Жолтовский — фигура во многом парадоксальная. Начав свой путь с увлечения ренессансной традицией и палладианством, он прославился особняком Гавриила Тарасова на Спиридоновке (1909–1912), который «прочно закрепил за ним славу подражателя Палладио. И даже чуть ли не плагиатора...». Однако авторы книги справедливо отмечают, что Жолтовский не был простым копиистом, а умелым интерпретатором традиций: «Жолтовский изменил пропорции этажей: верхний он сократил на 1/13 по отношению к нижнему (как в венецианском Дворце дожей), поскольку парадная анфилада в особняке Тарасова располагается внизу».
После революции жизнь архитектора изменилась. В 1917 году ему исполнилось 50 лет, и «во второй половине его ожидал необычайный карьерный взлет и признание в неформальном статусе чуть ли не главного советского зодчего». В 1930-е годы он проектирует внушительные здания в духе «сталинского ампира», но его работы всегда выделяются утонченностью пропорций и вниманием к деталям.
Кому стоит читать книгу?
Эта книга подойдет тем, кто только начинает знакомство с фигурой Жолтовского. Она дает общее представление о его творчестве и личности, вводит в контекст архитектурной жизни СССР. Однако если вы ищете глубокий анализ его построек, подробный разбор его метода или иллюстрированный каталог работ, то книга может вас разочаровать. В ней не хватает фотографий, списка выполненных проектов, детального разбора его архитектурного наследия.
Жолтовский был загадочным человеком, в чем-то даже ловким манипулятором, виртуозно выстраивавшим собственную биографию. И хотя авторы книги пытаются раскрыть его образ, их попытка кажется неполной. «Жолтовский был за границей 36 раз – в различных странах Европы. Какая доля пришлась непосредственно на Италию, неизвестно» — эта фраза из книги словно метафора всей работы: есть данные, но нет глубины их осмысления.
Моя оценка – 3 из 5. Это хорошая отправная точка для знакомства с мастером, но, к сожалению, не более того.