Больше рецензий
28 марта 2025 г. 10:21
116
2 Бжжжж
РецензияЕщё одна ископаемая фантастика, которую я давно хотела прочитать для более обширного представления о жанре. К сожалению, пока это желание оставалось нереализованным, книга радовала сильно больше - я возлагала на неё определённые, хотя явно ничем неоправданные надежды.
Аннотация обещала, что книга расскажет о проблемах высокотехнологического общества и сложностях личностной свободы, но что-то я так по итогу и не обнаружила, где это всё. Чего мне насыпали с горкой, так это нытья, которое я очень, очень не люблю.
Роман изумительно пуст - в нём нет ни сюжета, ни персонажей, ни смысла.
Истории в книге тоже нет. Всё, что в ней произошло, можно уместить в одно предложение: отставной кавалерист вынужден пойти работать, потому что деньги кончились совсем, но ему эта идея не нравится. В целом, на этом можно и закончить. Мелкие штрихи вроде того, что у героя есть жена, которая продуцирует те же бездны страдания, что он сам, или что работу ему подогнал бывший однокурсник, который вполне себе приспособился ко всему происходящему, или что вместо той работы, на которую кавалерист приходил устраиваться, он получил другую, ничего не меняют.
Ядро же повествования состоит исключительно из нытья. О том, как мир вокруг плох, сложен и непонятен, как приходится в нём тяжело жить, как исчезли лошади и появились танки, как измельчали люди и пропало благородство. Причём этот поток мироощущения страдающей уникальной снежинки ладно бы был просто скучен, так он ещё и не упорядочен - уникальная снежинка вспоминает то детство, то жену, то опять детство, и всё это без всякой системы.
Чего хотел, для чего хотел - загадка.
Всё загадка.
Владелец газет-заводов-параходов, например. Живёт отшельником, нанимает сотрудников по контракту только на пожизненный срок, чтобы не мучиться с NDA (его на тот момент, наверное, ещё до конца не продумали и не закрепили, вот и приходилось идти на ухищрения), смотрит в сад. В саду болото, беседка, искусственные пчёлы в стеклянных ульях, ужасные ужасы на поверхности воды, которым посвящён отрывок текста длиной в вечность.
Рихард смотрит на этот ужасный ужас и снова страдает. Страдает, что не знает, как ему с этим жить. Что ему делать. Куда ему бежать. И бежать ли. А может, не бежать.
Божечки-кошечки, да сколько ж можно. К финалу романа Рихарда хотелось придушить чисто из жалости, чтобы этот бедный человек так не мучился от своего бытия.
Книга сильно забита каким-то историческим и культурным контекстом Германии, который мне мало о чём говорит, и все эти тяжкие философствования о танках, лошадях, окопах, бунтах и изменившейся армии - белый шум. Я могу предположить, что это какой-то смутный образ Мировых Войн, но даже до конца не понимаю, это они у автора слились в единую сущность, или его больше беспокоит Первая, чем Вторая.
Судя по эпилогу, где возникает ещё какой-то участник, все вылитые на читателя страдания - это "исторические доклады" за авторством этого Рихарда, которые представляет спустя какое-то время совсем другой человек, который их переработал, но историчность их под таким вопросом, что только обнять и плакать. Труд на тему "как же плохо мне жилось", есть подозрения, в лучшем случае мог бы сойти за мемуары, и то очень средние.
И из них совершенно не следует, чего автор вообще хотел.
Как будто единственная более-менее внятная мысль - что будущее будет отличаться от настоящего, а прошлого и вовсе не вернуть.
Вот это откровение, я не могу.
Вопрос про пчёл, кстати, так и остаётся открытым. Вот они летают, а вот они не летают. Вероятно, та, которую Рихард забил клюшкой, могла быть дроном видеонаблюдения, но какой вывод из этого надо сделать - тайна тайн. Почему она взорвалась? Что она символизировала? Почему читателю должно быть не плевать на то, следит за героем пчела или не следит?
Зачем это всё?
Почему книгу пытаются классифицировать как антиутопию, я вообще понятия не имею. Если речь о том, что главный герой страдает, то он страдает не от социальных обстоятельств или непреодолимых технических ограничений, а от того, что ничего не делает, кроме, собственно, страданий. Если бы он хотя бы иногда шевелился вместо того, чтобы размышлять о том, как несправедливо устроен современный мир, жил бы он сильно лучше, но это сложно, это требует усилий, я понимаю. Уникальные снежинки не приспособлены к работе.
Единственное чувство, которое у меня книга в итоге вызвала - бесконечная тоска. Можно использовать как снотворное, потому что она настолько скучна и бессодержательна, что приходится прикладывать физические усилия, чтобы удержать на ней внимание. Крошечное светлое пятно - аудиоверсия, но даже действительно очень приятный чтец не в силах исправить весь содержащийся под обложкой тлен.
Домучила, и спасибо, но как достойный образец жанра - я бы назвала это явление как минимум довольно сомнительным. Потраченного времени жаль.