Больше рецензий
1 апреля 2025 г. 16:40
143
4.5 Одним мелом мазаны
Рецензия...А все началось с планового заседания кафедры кибернетики в аудитории №387. В повестке дня ничего необычного - сколько уже переговорено на тему двоек! Одна надежда, что докладчики будут лаконичны, дискуссия продлится недолго, а домой удастся попасть в разумное время. А там мир, покой, уют, головокружительные ароматы свежеприготовленного ужина или сиротливая пустота квартиры, которую оставила хозяйка, тут уж как кому повезет.
На «Кафедре» Ирины Грековой профессиональное естественным образом соседствует с приватным. Забавно, но если попытаться пересказать все перипетии личной жизни сотрудников и студентов кафедры, то получится мелодрама сериального размаха. Я даже не знаю, что звучит пикантнее: мать троих детей, которая так влюблена в именитого режиссера, что готова простить ему пристрастие к алкоголю и наличие жены, или престарелый заведующий кафедры, спонсирующий молоденькую и хорошенькую лаборанточку? Но в интонации Ирины Грековой есть что-то, что примиряет нас со всеми страстями и страстишками персонажей романа. Но вот вопрос, как автор относится к своим героям, для меня долгое время оставался открытым.
К несомненным достоинствам прозы Грековой относится великолепный язык - образный, яркий, но порой такой язвительный, что просто оторопь берет. Портреты, которые рисует Грекова, карикатурны все до единого. Профессор Завалишин: «низенький старичок с желтой конической лысиной, обрамленной снизу и сзади венчиком белых волос. <…> Седые уши, шевелящиеся вставные зубы, пегие щетинистые усы — все это делает его внешность странноватой, если не страшноватой». Доцент Кравцов: «…круглолицый брюнет, фигура огурцом, тонкие усики». Семен Спивак: «Черная борода вокруг рта обметана серебряной белизной, как меховой воротник на морозе. Среди этой белизны ярко выделяется большой влажногубый рот». Стелла Полякова: «…некрасива, с овечьим лицом, но, что называется, стильная, модно одетая и, главное, обутая. <…> Она то и дело осматривает свою змеевидную ногу, выставив ее боком из-под стола». Радий Юрьев: «…узкоголовый, с откинутой назад шапкой густых темно-рыжих волос, не первой молодости, но с полной обаяния юной улыбкой, открывающей длинные желтые красивые зубы». Перлам этим несть числа. И ладно бы все это как-то коррелировалось с моральными качествами персонажей, так нет. Эта пародия показалась мне злой, неуместной и попросту мешала воспринимать героев книги всерьез.
Впрочем, несмотря на гротескность, нельзя отрицать: каждый из преподавателей кафедры отменный профессионал, который работает на совесть и пользуется заслуженным уважением среди студентов. Не удивительно, что все попытки профессора Флягина вмешаться в устоявшийся уклад встречают волну антагонизма. Тем не менее, пусть Флягин крючкотвор и зануда, упрекать его в недостатке либерализма я бы не стала. Не каждый руководитель спокойно выслушает от своих подчинённых критику в натурально хамской манере и, уж конечно, не каждый примет ее к сведению.
В книге нет стройного сюжета, но есть приятное многоголосье, в котором нашлась партия и для студентов. И если преподаватели все больше размышляют о проблемах образования и оценивания качества знаний, о трудах научных и псевдонаучных, о будущих специалистах, которые заслуживают индивидуального подхода, но вынужденно довольствуются потоковой формой обучения, то Ася Уманская и Люда Величко расскажут о настоящей студенческой дружбе, которая, как известно, на все времена. И тут не могу не отдать должное Асе – искренне восхищаюсь цельности ее характера, спокойной уверенности в своих силах, убежденности в своей правоте. Можно поспорить с тем решением, которое Люда принимает с Асиной подачи, но разве победителей судят?
Несмотря на то, что большую часть книги герои книги пребывали в состоянии тотальной неустроенности, к финалу Ирина Грекова по-хозяйски начала наводить порядок. И обидно нерешённой останется только судьба самой кафедры. Очень жаль, что на заседании совета личная антипатия взяла верх над здравым смыслом, но зато каким мощным получился финальный аккорд! Сколько достоинства, сколько внутренней красоты в человеке, умеющем признавать собственные ошибки! Как жаль, что эти качества так остались невостребованными.