Больше рецензий
2 апреля 2025 г. 21:22
315
3 Сериал «Lost» от мира романов про дом с привидениями
РецензияПожалуй, «Дом листьев» — это книга, породившая новый вид популярной культуры — «интеллектуальный» хоррор — будь то книги, сериалы или фильмы. Этот тот случай, когда от автора требуется навесить на типичный сюжет про «таинственный и зловещий Дом» как можно больше загадок, сносок, цитат, ссылок, сюжетных линий, литературных стилей, скрытых посланий, научных терминов и формул, затем смешать и запутать все это до такой степени, чтобы у читателя/зрителя появилось ощущение, что он читает/смотрит большее, чем очередной триллер, нечто настолько потустороннее по своей сути, что разгадать абсолютно все тайны произведения всё равно не получится — поэтому можно просто расслабится и получать удовольствие от игры, придуманной Данилевским (или, если есть желание, начать разбираться во всей этой истории). Добавьте к этому подражание (возможно, осозннаное) всем возможным писателям XX (и не только) века — начиная с Мелвилла, Джойса и Набокова, заканчивая Пинчоном, Уоллесом, Палаником, Эллисом.
Мне кажется, в этом вся суть современной американской литературы ужасов (а возможно не только её — всей американской развлекательной культуры), — преодолеть толстенный томик изобретательных безумств и страхов, чтобы потом похваляться перед друзьями и на форумах в интернете, говорить не только «Я это прочитал» но и «Я это разгадал», «Раскусил», «Запомнил всех персонажей и проследил все линии» и предлагать свою собственную версию общей картины. У каждого же есть право на свою версию, не так ли?
Вы задумывались, что американская комикс-индустрия работает по тому же принципу? Какая-нибудь киновселенная Marvel не менее запутана и причудлива, чем «Дом листьев», не говоря уже про мистические франшизы, такие как «Астрал», «Паранормальное явление», «Ведьма из Блэр», городская легенда о Слендермэне, бесчисленное количество низко- и среднебюджетных псевдодокументальных картин, рассчитывающих на полное погружение зрителя и его интерес к «приобщению» к чему-то таинственному. Это действительно можно назвать подглядыванием в замочную скважину — когда очень страшно, но хочется узнать и увидеть как можно больше. В этом свете роман Данилевского не самый худший пример подобного явления, а, возможно, и вовсе лучший.
Поэтому стоит отдать автору должное. Это действительно необычный и уникальный опыт, не несущий, к сожалению, в себе никакой ценности.
Дело в том, что книга не предназначена для «попкорновой» публики, поклонников «пограничной» литературы («страшилок»). Она и не для настоящих знатоков современной или классической литературы. Возможно, это и имелось в виду в начале книги («Это не для тебя»). Но на самом деле она для «ложных интеллектуалов», любящих арт-хаус и сюрреализм и все необычное, коим, признаться, являюсь и я. Кому не жаль потратить время на подобное произведение, поудивляться занятной вещице, повертеть книгу в руках, почесать в затылке и пойти пить кофе. А потом похвалиться перед друзьями, что прочитал самый запутанный и странный роман.
Очень рекомендую в процессе чтения послушать альбом «Haunted» певицы Poe (По) - официальный саундтрек романа, записанный, кстати, сестрой автора.