Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

4 апреля 2025 г. 17:17

57

5 Человек природе – зло

В книжке-картинке Чжана Чжэмина почти ничего не выдает его тайваньского происхождения. Поэтическая сказка «Снежный олень» в сложнейших серых акварельных оттенках могла случиться где угодно на планете, где человек, чтобы существовать, отнимает у природы ее безмятежность.

Заснеженный лес, лишенный цвета, лишь с вкраплениями охры, чтобы выделить древесную фактуру главных героев – оленя и олененка, подробный, монументальный. Хотя звери в нем по-детски игровые, будто из мультфильма, наделенные хорошо узнаваемыми эмоциями. Художник буквально берет в плен строгим и плавным ритмом, необъятностью пространства, вертикальным движением, которое перерезает горизонталь машины лесорубов. В том, как выстроен сюжет, чувствуется бескомпромиссная напряженность, тревога, трагическая неизбежность гибели Снежного оленя, который то ли дерево, то ли дух леса, пробуждающийся к жизни новым ростком с лучами солнца.

Пантеистическое мировоззрение в истории сплетается с экологической темой, лишь на мгновение выдергивающей читателя в современность, а затем окутывающая его пронзающей насквозь вечностью. С одной стороны, какую бы боль, разрушение не приносил человек природе, она воскреснет. С другой, готовы ли мы поднять руку на живое после того, как сочувствовали напуганному олененку, на глазах у которого погиб родитель…

Человек приносит только вред, тревогу, смерть. Есть ли какой-то способ это исправить? Как будто бы нет, ведь лесорубы на своей дурнопахнущей шумящей машине не бессмысленно уничтожают лес. Они забирают то, что им необходимо, а лес своей жертвой защищает возможность преемственности, возрождения. Но ведь человек – не стихия, не естественный порядок вещей, а угроза. И свет в финале, нежные зеленые тона наступающей весны не могут перекрыть ужаса и утрат, нанесенных сознательно.

Насыщая глаз мастерским художественным осмыслением природы, Чжан Чжэмин ставит неразрешимую гуманистическую задачу, строит безжалостный парадокс, обнажающий лицемерие человеческой цивилизации по отношению к тому, что гораздо шире и важнее, чем вообще факт существования человека.