Больше рецензий

5 апреля 2025 г. 20:16

50

3

Я глубоко убеждена, что триллеры с подобным сюжетом должны быть очень психологическими. Проработано в них должно быть все - от героев и их мотивации (особенно это касается преступника) до напряжения, которое должно охватывать читателя все сильнее с каждой страницей. “Пусть все горит”, к сожалению, не может похвастаться ничем из вышеперечисленного.

Персонажи. Автора можно похвалить хотя бы за попытку прописать героев. И пусть это получилось спустя рукава. Джейн (будем называть ее так, хоть это и не ее настоящее имя) получилась однобокой. О ее характере неизвестно ничего. А из предыстории только то, что она - незаконная эмигрантка. Ее мотивация терпеть все, что с ней происходит тоже не доделана. Просто чтобы сестру не выдворили обратно во Вьетнам. Это буквально все. А что, почему, кто именно и т.п. - придумайте сами. Про Ленна даже сказать нечего. Зачем это все ему? Почему он это делает? Намекается, конечно, на его мать, но тема просто заявлена, но не раскрыта. Снова придумайте сами. Появится еще и Синтия. Эта вообще чистый лист. Да она и не нужна в сюжете вообще. Если только как костыль (в буквальном смысле) для героини.

Атмосфера. Одинокая ферма где-то на просторах Англии (хотя больше похоже на США с их непомерными расстояниями между фермами). В гнилом и заплесневелом доме живет странный огромный мужик и азиатская женщина. С первых же строк понимаешь, что женщина здесь не по своей воли. Да еще и способа сбежать у нее нет. В том числе благодаря искалеченной ноге, которая не позволит ей бежать через огромные поля до помощи. Представили себе картинку в голове? Представили, как это могло бы выглядеть в фильме, и какие эмоции могло вызвать? Вот пусть эта картинка останется в голове. Потому что при чтении кроме дома с плесенью атмосферы в романе никто не привнесет. Вот интерьеры этого жилища получились просто загляденье. Саспенсной части, оголенного нерва - этого в книге я не почувствовала.

Язык / стиль автора. Пока в тексте не упоминается “его мать” и ее вещи, читается неплохо. Не могу назвать стиль узнаваемым или каким-то особенным, но слог приятный. И если бы не бесконечное количество повторов и описаний рутины, то книга могла бы читаться быстро. Но безумно бесило постоянное упоминание, что ничего своего в этом доме у Джейн нет. Кастрюля его матери, кровать его матери, ночнушка его матери, тряпки для критических дней его матери, одежда его матери, расческа его матери. Чтобы героиня не брала в руки или на чтобы не смотрела, автору почему-то надо обязательно сказать, что это “его матери”. Так хочется ответить: “тряпки его матери, мать его!”.

Сюжет / сеттинг. Ничего нового в стандартный сюжет Уилл Дин не привнес. Незаконно прибывшие в страну из Вьетнама сестры оказались в затруднительном положении. И чтобы выплатить долг за попадание в страну, одну из них “продали” одинокому фермеру. Вот только фермер этот оказался с небольшим приветом. Держа, по сути, женщину в заложниках, он считает ее женой и во всем сравнивает с собственной матерью. У женщины нет права выбора даже еды на обед - приходится есть то, что есть он. И, конечно же, ей нельзя выходить в свет, встречаться и разговаривать с другими людьми и т.п. В доме везде камеры, двери не закрываются, а все, что ей нужно делать - выполнять все женские обязанности, не злить “мужа” и тогда все будет хорошо. И, конечно же, женщина хочет сбежать. Но сдерживает ее то, что сестра живет “нормальной” жизнью нелегального эмигранта и уже почти выплатили долг за “свободную жизнь”. Но однажды случается то, что в корне меняет ситуацию. А в финале женщина собирается совершить героический побег (и совершает).

Да, безусловно, ситуация, в которой оказалась Джейн, ужасна. Вот только меня она не впечатлила. Мне не жаль было никого в этой истории. Да, всякие “нюансы” подобного существования написаны плюс-минус вполне реалистично. Но все равно как-то не верилось в это. В книге есть парочка “вот-это-поворотов”, которые вообще не удивляют. А еще в книге есть ружья, которые не выстреливают. И самое большое разочарование именно в этом. Примерно на середине романа появляется намек на то, что с это у Джейн беды с башкой, а не у Ленна. И появляется возможность ненадежного рассказчика (повествование идет от лица Джейн). Но этот намек пропал на той же странице, на которой появился. И, спрашивается, зачем было это включать в книгу?! Сюжет просто от начала до самого конца, финал предсказуем и даже в чем-то “слит”.

Интрига. Единственное интригующее место было, когда я подумала о ненадежном рассказчике. Но т.к. он никуда не вырулил, то это уже не интрига, а просто слитая идея на шикарный вот-это-поворот. Я до последних страниц надеялась, что откроется личность и мотивация Ленна, что будет хоть какой-то мало-мальский вот-это-поворот, ну или, в конце концов, какая-то всемирная организация по продаже нелегальных вьетнамских женщин. Те два вот-это-поворота в конце, скорее всего, удивят неискушенного читателя жанра и подобного сюжета. Я же не считаю их удачными именно потому, что ничего никто не рассказал про мотивацию.

Логика. Оооооо. Здесь можно нарваться на спойлеры.

Первый и главный вопрос - нафига Ленну сдалась Синтия?! Она местная, не эмигрантка, с друзьями и родственниками, которые, конечно же, ринулись ее искать и подняли на уши полицию. Какой смысл был в ее похищении?!

Вопрос номер два. Если человек вешает в доме камеры и каждый вечер (каждый!) просматривает записи, чтобы понимать, что происходило в доме, пока он был в поле, то почему в самые ответственные моменты стоило его только отвлечь от просмотра записей, он не останавливал запись, чтобы отлучиться. И не перематывал обратно когда возвращался. Может, потому что автору так выгодно было?

Как мог огромный мужчина поместиться в “подвале”, который больше подпол, где даже маленькая хрупкая вьетнамская женщина сгибается в три погибели? И мало того, что поместиться, так еще насиловать другую женщину, оставлять ей ведро в качестве туалета, которым она успешно пользовалась (как?!).

И как, черт возьми, героиня умудрилась забеременеть, если Ленн никогда (НИКОГДА, и это подчеркивается в тексте несколько раз) не кончал в нее?!

Удовольствие. Снова скучный триллер. Снова недоработанная идея. И все же я не могу назвать роман не стоящим внимания. Рекомендовать не уверена что буду. Но если есть возможность пройти мимо - вы ничего не потеряете. От Уилла Дина у меня еще стоит “Последний пассажир”, и я дам ему шанс. Но “Пусть все горит” отправится в библиотеку.

Другие отзывы можно найти в клубе "ЧиТашка"