Больше рецензий

8 апреля 2025 г. 07:15

36

4 -Не ходи туда, там тебя ждут неприятности! -Ну как же туда не ходить? Они же ждут!

Это случилось опять.

Взялась читать следующую по списку книгу Дэвида Митчелла - "Сон №9". Сначала шло туговато, а потом я утонула и сейчас сижу на берегу океана, пытаясь отдышаться.

Книгу сложно сравнить с невероятно осмысленными и содержательными "Облачным Атласом" или "Костяными часами". По глубине она проигрывает "Тысяче осеней...". Но тем не менее, это абсолютно точно Митчелл, во всей своей красе.

Во втором по счёту романе этого писателя на поверхности плавает история простодушного паренька Эйдзи Миякэ, приехавшего в столицу из провинции на поиски своего отца. Если же нырнуть поглубже, можно наткнуться на калейдоскоп историй и судеб, причудливо смешавшихся в одной камикадзе-пицце. Повествование более хронологичное и связное, нежели в том же "Облачном Атласе" - мы почти без временных провалов проживаем конец лета в Токио, и основной рассказчик не меняется, лишь иногда уступает место чьим-то дополнительным голосам.

Сама по себе история Эйдзи в сухом остатке достаточно проста - он излишне наивен для жизни в Токио, готов поверить первому встречному, и лишь какое-то сверхъестественное везение позволяет ему выходить сухим из всех его приключений. За восемь недель в столице с ним случается столько событий, сколько с некоторыми людьми не происходит и за всю жизнь. Он не единожды оказывается на краю гибели, встревает в разборки со всеми якудза одновременно, а на десерт ему остаётся девушка мечты. Каркас истории прост, детали истории насыщенны и плотны, однако самое большое значение играет обилие метафор, на которые не скупится Митчелл. Любая простая мелочь - будь то утреннее пробуждение или поездка в вагоне метро, описана так сочно и красочно, что заставляет чувствовать жизнь каждой клеточкой. Первая ассоциация, которая возникает у меня при мысли об этой книге - тёплый летний дождь, налетевший на город бурной волной. Почему? Ну разумеется, потому что Митчелл описал это, как никто другой не смог бы.

И всё же, чего-то этой истории не хватило. Если в "Литературном призраке" при всей его красоте недостало центрального сюжета, основного смысла, то здесь есть и сюжетная линия, и какой-никакой смысл, но... как будто бы мы так и не увидели финала. Девятый сон, который должен был присниться Эйдзи в кульминации истории, окончательно сведя все нити в единую точку, остался не раскрыт, и нам остаётся лишь думать о том, что будет дальше. Стремительный бег Миякэ можно расценивать как своеобразный катарсис, взрыв всего, что в нём накопилось. Но прибежит ли герой туда, где ему точно место? Или убежит ли, наконец, от проблем, которые следуют за ним по пятам? Можно лишь гадать.