Больше рецензий

10 апреля 2025 г. 14:27

75

4.5

Безусловно очень полезная и нужная книга для тех кто интересуется иконописью, искусством Руси 17 века , изографами и различными видами иконописи в зависимости от региона, города. В книге показана жизнь и творчество царского изографа Федора Евтихиева Зубова, который хоть и жил в одно время с Симоном Ушаковым, но как то не так известен,как он , хотя труды его сохранились и известны.
Книга снабжена огромным количеством иллюстраций с икон, фресок различных мастеров того времени и конечно большее внимание уделено Федору Зубову, чьих икон и их фрагментов просто невероятное количество.
Все данные , как я понимаю, взяты во первых из челобитной, которая была подана после его смерти в1689 г его детьми , указов царей, которые сохранились , из разных прошений .
Федор Зубов родился примерно в 1615 г. в семье дьякона соликамской Стефановской церкви, на Урале, а дед и прадед были жителями Усолья, и даже владели там деревенькой . Сам Федор Зубов впоследствии жил в Великом Устюге и считался устюжским иконописцем. Там проявился и развился его талант. В то время среди духовенства иконописание было распространено и отец его занимался этим делом, что и дало Федору основу для занятий.
Еще в молодости Федор был призван в Москву, для восстановления храмовых росписей и икон, которые были уничтожены после сожжения столицы в 1612 в Смутное время. Но это было не постоянная работа, а временная, на которую призывались иконописцы с разных городов. В 50-60 г. Зубов считался записным устюжским иконописцем и к тому времени выполнял работы для разных храмов, церквей. В книге есть фото и описание многих икон для многочисленных городов и храмов того времени, где сохранились эти иконы или есть упоминание в документах о них. Именно Зубов своим талантом поднимает искусство Устюга на более высокую ступень. В его творчестве того раннего периода метод древнерусской иконописи, сложившийся в течение столетий, остается хоть и все тем же ,(так как существовали каноны и отклоняться от низ было нельзя). но сам Зубов все же обогатил ее новыми возможностями в палитре красок- его образы стали более выразительными. Не раз вызывался Зубов в Москву для восстановления и украшения храмов, но ездить туда было далеко и не очень выгодно , как казалось. Устюжские иконописцы часто писали челобитные Алексею Михайловичу, что они просто не в силах часто ездить в Москву и Зубов впоследствии стал избегать таких поездок, отрывающих его от семьи.
В 1660 ему выпадает крупная работа в Ярославле , где он работает вместе с братом Осипом и создают много икон и фресок для монастырей . В книге упоминаются имена многих иконописцев того времени, с которыми работал Федор Зубов на разных работах , в разных монастырях , в том числе и в московских.
А в 1662 он переезжает в Москву не на временную, а его призывают туда работать на жалование. С этого времени он участвует во всем том обширном объеме работ, который выполняли все иконописцы Оружейной палаты, к которой он был приписан. В обязанности их наряду с монументально-декоративными росписями входили самые разнообразные такие как роспись воинских знамен, составление планов городов, крепостей и монастырей когда происходили воинские походы царя, иллюстрирование рукописей, Евангелий, Потешных книг для детей царя , роспись предметов быта, таких как доски, наличники, шахматы. И с тех пор имя Зубова в делопроизводственных бумагах встречается чаше других иконописцев. Но даже эта должность не приносила ему дохода - часто жалование задерживалось, порой даже по два года и приведены челобитные от него и от других с просьбой выделить денег, чтобы семья не померла с голоду.
В творчестве отмечается, что он более тщательнее других прорисовывал одежду, делал образ более объемным, а не плоским , как было предписано, на его иконах часто присутствуют пейзажные мотивы, он даже изобрел свой стиль( в чем я прочем , как профан в этом не особо разобралась),
В 1689 опять же в челобитной говорится , что он погорел и что ему нужны средства для восстановления, были они даны или нет не сказано, но в том же году Зубов умер.
Зубов служил трем царям Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу , Дмитрию Алексеевичу,больше сорока лет работал при них и даже при царице Софье и выполнял заказы для матери Петра 1.
У него было две жены, первая умерла , а у второй были свои дети и Зубов впоследствии немного обучил и своих детей мастерству, два сына пошли по его стопам.
Хотя в то время, когда Зубов стал царским изографом, их у царя было всего четверо, главным был Симон Ушаков , который стал известен и богат, и получал раза в 4 больше жалования чем остальные, и даже когда Зубов после смерти Ушакова стал выполнять его функции его жалование не изменилось, с чем это связано неизвестно.
Я далека от религии , от иконографии- взялась читать эту книгу именно как биографию. Но в ней описаны многие иконы, рассказано как они написаны, рассказаны их сюжеты, чем отличаются- это было мне конечно не очень понятным и не близким. Но специалистам и интересующимся предметом эта книга будет просто кладом. Рекомендую. Я же попыталась здесь описать главные вехи в жизни царского изографа, вообще информации о Зубове очень мало . хорошо, что нашлась эта книга . Возможно кому то эта пригодится, и он прочтет ее.

Книга прочитана и рецензия написана в рамках клуба «Осторожно! Историки» для игры в нем От Руси до России. Тур 1