Больше рецензий
10 апреля 2025 г. 19:12
443
5 "А там, за горизонтом, ворочался жуткий зверь".
РецензияРодители Микеланджело Мимо Виталиани назвали своего единственного сына в честь итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти неслучайно. Отец Мимо тоже занимался созданием скульптурных изображений из камня, а его мать помогала супругу в этом деле, нередко ворочая тяжёлые каменные блоки, даже будучи беременной. Мимо Виталиани с раннего детства обучался этому ремеслу, и уже в раннем возрасте проявил талант. У его родителей не было ни капли сомнений, что когда-нибудь он посвятит свою жизнь этому виду искусства и достигнет на этом поприще больших высот. Но когда отец Мимо умирает на войне, а мать, не имея возможности прокормить сына, отправляет его к дяде Альберто, который тоже занимается ваянием скульптур, жизнь мальчика меняется в худшую сторону, и кажется, что о былых мечтах об успешном будущем придётся забыть.
Альберто - настоящий тиран и нарцисс, нагружает Мимо тяжёлой работой, а, заметив его талант, нередко представляет его работы как свои собственные. Мимо беден, так как деньгами, которые оставила ему мать, всецело распоряжается дядя Альберто. Ко всему прочему мальчик родился карликом, и потому часто ему приходится терпеть насмешки в свой адрес: мало кто воспринимает его всерьёз, когда речь идёт о его будущей профессиональной карьере в качестве скульптурного мастера.
«Посмотри на меня. Я работаю на мужика, который пьёт. Сплю на соломе. У меня никогда не было денег. Большинство людей вообще не может смотреть на меня без смеха».
Но однажды Мимо случайным образом знакомится с Виолой Орсини, младшей дочерью знатной семьи, и все его невзгоды и печали отходят на второй план. Виола - девушка необычная: она любит гулять по кладбищу и прислушиваться к тому, что говорят ей покойники; дружит с дикой медведицей; обладает феноменальной памятью и запоминает содержание всех книг, которые попадаются ей в руки.
«-... Я знаю, что обо мне говорят в деревне. Я знаю, что даже родные считают меня странной. Мне плевать. Ты поймёшь, что идёшь по правильному пути, Мимо, когда все будут говорить тебе обратное.
- Но мне хочется нравиться людям.
- Конечно. Вот почему сегодня ты никто».
«Виола балансировала, как гимнаст, на шаткой грани меж двух миров. Некоторые говорили - между разумом и безумием. Я не раз боролся, иногда физически, с теми, кто объявлял её сумасшедшей».
Читает она очень много, и к этому приучает Мимо. Она тайно носит ему книги, делится своими мыслями и мечтами и пытается наставить Мимо на тот же путь, к которому стремится и сама - достичь в этой жизни нечто грандиозного. Виола мечтает совершить полёт по небу и призывает Мимо не терять веру в собственные силы и продолжать заниматься скульптурой.
«У меня планы на твой счёт, Мимо. Мне хочется, чтобы ты сотворил что-нибудь прекрасное, как Фра Анджелико. Или Микеланджело, раз ты уже носишь его имя. Мне хочется, чтобы твоё имя стало известно всем».
« - Мимо Виталиани, клянёшься ли ты перед Богом, если Он есть, помочь Виоле Орсини взлететь и никогда не дать ей упасть?
- Клянусь.
- И я, Виола Орсини, клянусь помочь Мимо Виталиани стать величайшим скульптором в мире, равным Микеланджело, чьё имя дано ему от рождения, и никогда его не бросать».
Между юными созданиями, далёкими друг от друга социально, но близкими друг другу по духу, зарождается крепкая дружба. И ей придётся пройти проверку временем. Виоле Орсини и Мимо Виталиани будет суждено столкнуться со многими жизненными трудностями: врождённые и приобретённые болезни; социальные и природные катастрофы, случившиеся в Италии в начале 20 века; безжалостное чужое мнение, имеющее своей целью растоптать и сломить бунтующие своенравные сердца; неограниченная и неправедная власть одних людей над другими.
А между всеми событиями, на фоне, где-то далеко будет постоянно мелькать ещё один важный герой романа - загадочная скульптура, созданная Мимо Виталиани. Она будет сводить с ума людей, которые посмотрят на неё; её будут пытаться украсть; учёные, мистики и религиозные деятели в попытках выяснить её тайну подвергнут её всевозможным исследованиям, и в итоге спрячут её от посторонних глаз, лишь бы избежать бед и несчастий, которые она могла вызвать. Когда Мимо Виталиани создал эту скульптуру, при каких обстоятельствах, а главное, кто послужил её прототипом, читатель узнает лишь в конце романа.
«Он знает всё, что говорили о статуе, он читал и перечитывал эти истории, слышал, как его собственные монахи на исповеди рассказывали ему о странных видениях, смущавших их сон после того, как они её лицезрели. Но поскольку на него статуя вообще не действовала - возможно, ему не хватает воображения, - он не воспринимал её всерьёз. Он просто находил её прекрасной, необыкновенно прекрасной, он разбирался в скульптуре. Остальное? Сплетни».
В произведении нет лишних и пустых слов, и все события, рассказываемые от лица Мимо Виталиани важны для понимания его жизни, а потому терять концентрацию нельзя: всё в романе имеет значение и несёт определённый смысл. И, кажется, что «Храни её» - это то произведение, которое нужно перечитывать вновь и вновь, чтобы открывать всё новые потаённые значения именно для себя. Это невероятно наполненная и волшебная проза, художественная загадка, лично для меня, вставшая в один ряд со многими шедеврами литературы.