Больше рецензий

12 апреля 2025 г. 23:44

305

1 Спойлер Что это было.

Эта книга нравилась мне до умопомрачения ровно до середины. В ней было все: детективный сюжет, необычный антураж (я ничего не знаю об Османской империи, ибо совсем не фанат ее), философские рассуждения о рисовании (я художник), повествование, ведущееся от лица многих персонажей (даже неодушевленных), так что сюжет приходилось собирать как мозаику, при этом главы различались по стилю текста в зависимости от того, от чьего лица она велась. Я восторгался мастерством автора, и все шло отлично.
Но потом...
С самого начала я не обращал внимания на странные сексуальные предпочтения как главных персонажей, так и вообще любых упоминаемых в сюжете людей - восток, знаете ли, дело тонкое, и не нам судить те нравы (а иногда было даже смешно - например, незабываемая глава о Монете).
Но когда в середине книги главный герой, не видевший объект своих воздыханий - свою кузину - добрых 12 лет (и в которую он влюбился, еще когда ей было 12, а ему 24, но не нам судить), при первой встрече с уже замужней 24-летней женщиной, ждущей мужа с войны, предложил ей

спойлер
сделать ему минет, с умоляющим видом просто спустив штаны перед ней в заброшенном саду
свернуть

я понял, что уважать этого главного героя больше не буду. Возлюбленная действо не совершила, к счастью.
Дальше все тоже поменялось. Несмотря на весьма впечатлившую меня в какой-то из следующих глав сцену убийства, повествование неожиданно изменилось, будто автор выдохся и ему самому надоело писать: количество персонажей, от имени которых ведется сюжет, сократилось до 3-4, их стиль текста стал одинаков, про детектив все забыли, ибо на первый план вышла любовная линия. И так шло дальше, когда ближе к концу автор вдруг не вспомнил, зачем мы здесь собрались, и стал показывать весьма глупые поиски убийцы. Я, в начале книги пытавшийся угадать, кто из них был им, к этому моменту уже плюнул от этого нагромождения намеков и подсказок, которые ничего не давали мне - все потенциальные кандидаты были какие-то одинаковые.
А потом в сюжете возникла такая неприятная для меня вещь, что я помянул добрым словом все предыдущие извращения и решил, что тогда все было еще очень даже неплохо.
Автор, еще с начала книги рассказывая истории о древних арабских художниках, раскидывал намеки на то, что произойдет, но я бы никогда в жизни такое не предположил даже в самом страшном кошмаре. Автор рассказывал, как древние мастера арабской миниатюры портили от рисования глаза, и как ослепнув, затем эту слепоту восхваляли, ибо она помогала им понять как предметы выглядят на самом деле. Эта слепота была эдаким подарком от Аллаха трудолюбивому художнику. Но некоторые художники на старости лет не слепли. И думая, что Аллах их обделил, слепили себя сами.
А теперь совершите усилие, и представьте, что было в сюжете ближе к концу. С использованием иглы от тюрбана. Написанное от первого лица. Представили? Я пропустил этот текст, когда понял, к чему идет.
Затем убийцу все-таки нашли, при этом с ним не смогли справиться три взрослых мужика, но успели совершить над ним то, что было упомянуто выше. И оно тоже было написано от первого лица. И эту часть главы я тоже пропустил.
Раненный от борьбы с убийцей главный герой дополз до своего дома. Сердобольная возлюбленная, думая, что он помирает, сделала с ним то, что спрятано под спойлером. Ну, как же без этого. А дальше хэппи энд.

Я не думал, что автор может перейти грань разумного для меня, я вообще не знал, что у меня есть такая грань или думал, что она какая-нибудь как у всех. Но автор показал мне эту грань и пересек ее даже дважды. Такое оказалось непростительно. Просто - зачем это писать? У нас книга ужасов что ле?? Как это помогло найти убийцу?? А эти странные любовные игрища к чему? Ну и так как детектив вышел какой-то топорный, что про него только под конец вспомнили, а потом даже с раненным убийцей не смогли справиться (его настила случайная кара), то ради него читать книгу смысла нет. Ну много красочных описаний быта, вещей и прочего было, правда. Может понравится, только если вы фанат Османской империи, которую, как мне кажется, после этой книги я вовсе возненавидел. Да и автора-нобелевского лауреата тоже.