Больше рецензий

mofhe

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2025 г. 10:07

48

5

Рассказ Леонида Андреева «Губернатор» (1906) — глубокое психологическое исследование совести и ответственности власти на фоне революционных событий 1905 года. Центральный конфликт строится вокруг нравственных мук провинциального губернатора Петра Ильича, отдавшего роковой приказ о расстреле рабочих демонстрантов, что привело к гибели 47 человек, включая детей.


Андреев мастерски показывает эволюцию персонажа:


Изначально губернатор предстаёт как «часть государственной машины», слепо исполняющий приказы.

 Посещая раненых, он сталкивается с молчаливым осуждением, а сын-офицер лицемерно хвалит «твёрдость», но советует скрыться.


Осознав неизбежность возмездия, герой отказывается от охраны, начинает замечать красоту природы и бедность окружающих, что символизирует прозрение. Его прогулки по городу без защиты — акт покаяния.


Большинство горожан воспринимают предстоящее убийство губернатора как свершившийся факт, обсуждая его в абстрактно-теоретическом ключе. Лишь юная гимназистка пишет ему сочувственное письмо, становясь символом остатков человечности в охваченном ненавистью обществе.


Через историю провинциального чиновника Андреев предсказывает судьбу всей монархической системы. Как отмечают исследователи, страдания губернатора метафорически отражают муки царя Николая II, чьё убийство станет логичным итогом отрыва власти от народа.


Письма с угрозами и поддержкой, которые получает герой, создают многоголосую картину общества.


Белый платок, нечаянно ставший сигналом к расстрелу, — аллегория роковой случайности в механизме государственного насилия.


Сцена убийства губернатора лишена патетики. Три выстрела, слившиеся «в один протяжный вздох», подчёркивают неизбежность расплаты и тщетность индивидуального сопротивления системе.


Критики отмечали некоторую искусственность сюжета, однако сила рассказа — в беспрецедентной для русской литературы попытке показать трагедию властителя, осознавшего свою вину. Как верно заметил рецензент 1906 года, Андрееву удалось создать не «прокламацию», а вневременное размышление о цене человеческой жизни в контексте истории.