Больше рецензий

Puddingus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2025 г. 16:32

6K

4 Игра в Бога

Я в очередной раз ощутил себя героем легенды, смысл коей непостижим, но при этом постичь смысл – значит оправдать миф, сколь ни зловещи его дальнейшие перипетии.

Как вы относитесь к романам, для понимания которых нужно дополнительно обладать либо большим багажом знаний, либо насиловать поисковики ворохом идиотских вопросов о греческой мифологии в процессе чтения? Лично я люблю головоломки, однако многие артхаусные произведения, в особенности кинокартины, чаще всего вызывают во мне негодование от кричащей претенциозности и внушают чувство того, что автор насмехается над твоим незнанием тех или иных "знаковых" культурных феноменов. Никто не любит быть обманутым, но быть при этом еще и осмеянным неприятно вдвойне. В данной же книге в ходе всего прочтения подобные мысли и чувства переменяли друг друга, смешиваясь с неподдельным восторгом, поэтому в целом отношение к ней сложилось крайне неоднозначное.

Главный герой – Николас Эрфе (Орфей), образованный англичанин, пресыщенный бессмысленностью жизни интеллигента, решает бросить все и сбежать в глушь греческого острова, устроившись там в качестве простого учителя английского в маленькой школе. Там он переживает некий экзистенциальный кризис, разочаровывается в своих писательских навыках и начинает думать о том, чтобы покинуть мир живых.

В таком подавленном состоянии его находит Волхв – Морис Кончис, скрытный, мудрый и крайне притягательный. Сначала, он выступает исключительно в качестве компаньона Николаса в разного рода интеллектуальных беседах, отстраненно рассуждает о глобальных философских вопросах, однако потом, как ядовитый паук, начинает плести сети вокруг молодого человека, вместе со своими подопечными вовлекая его в некую игру, спутывающую сознание и заставляющую усомниться в гранях реальности.

Вместе с главным героем от нас требуют постоянно принимать и тут же отвергать все новые версии событий. Повествование похоже на эмоциональные качели: вот ты только начинаешь сводить одно с другим, как на тебя леденящим потоком обрушивается разгромная новая правда – и так по кругу, снова и снова. Витками наслаиваясь друг на друга, сюжеты сводят героя с ума и заставляют его психику плавиться под палящими лучами средиземноморского солнца.

Мне хотят преподать заумный философский урок на тему «человек и мироздание», указать пределы эгоцентризма как такового. Однако метод обучения слишком жесток, жесток неоправданно, будто издевательство над бессловесным животным.

Честно признаюсь, конец мне не понравился. Я хоть и понимала, что так все и будет, но все же наивно ждала ответа на вопрос "Зачем?". Мы, как и Николас, остаемся брошенными и использованными по совершенно непонятной причине. Да, такой финал будто предполагает самостоятельные дальнейшие размышления, однако он же наталкивает на бесполезность и бессмысленность всего, что происходило до этого.

За основным сюжетом скрывается множество интересных мыслей, отражающих суть нового поколения 1950-х, чьи нравы в корне переменились и отошли от довоенных устоев. Автор обрисовывает нам картину общества молодых интеллигентов, ищущих себя в современной реальности. Кроме того, в тексте скрыто множество отсылок к греческой мифологии, в разной мере объясняющих многие моменты истории.

У меня, как я уже говорила, книга вызвала крайне противоречивые эмоции. Она написана прекрасным языком, который навсегда отпечатал в моей голове некоторые сцены. Читать было интересно, даже несмотря на долгие размышления о "метафизическом". Однако я чувствую себя обманутой и брошенной абсолютно ни с чем, поэтому не могу для себя назвать книгу лучшей.