Больше рецензий

18 апреля 2025 г. 20:54

39

2.5 Определенно зловещая симметрия

Когда-нибудь я перестану попадаться на эту уловку: лауреат Букеровский  премии, премии Франца Кафки, премии принцессы Астурийской (звучит, как какая-то выдуманная). В общем, я польстилась на лаконичную обложку с кровавой каплей, на лауреатство и, конечно, на сеттинг в Ирландии. И у выбора книг по наитию, конечно, есть минусы — в виде вот таких вот романов. Причем я не могу сказать, что книга плохо написана, имеет какие-то смысловые провалы. Но я могу сказать, что она с отвратительной точностью передает моральное разложение героев, скучна и неимоверно затянута.


В ирландском захолустье в поместье почтенного протестантского семейства особо жестоко убивают католического священника. В логово аристократии отправляют инспектора Страффорда, чтобы он, расположив к себе хозяев, вызнал все их грязные секреты, а католическая верхушка хочет замять дело, списав все на несчастный случай. Будучи в плену у непогоды и собственных терзаний, инспектор берется за дело.


Сначала хочу рассказать о том, что мне понравилось в книге. Во-первых, с точки зрения языка придраться не к чему, автор пишет так, что текст легко читается, даже в особо неприятных моментах. Во-вторых, автор явно умеет погружать читателя во внутренний мир своих героев, иначе бы у меня не осталось этого отвратительнейшего липкого чувства после прочтения. В-третьих, затронутые в книге темы (сексуализированное насилие над детьми, педофилия в святая святых) поднимаются прямо в лоб, без прикрас и долгих вхождений — и это хорошо.


А теперь я постараюсь объяснить, почему на мне этот текст не сработал. Я никогда не любила символизм ради символизма, но несчастная малиновка, порхающая туда-сюда как оглашенная, чтобы успеть побывать во всех воспоминаниях и важных моментах сюжета, а еще сипуха-самоубийца возвели мое раздражение в квадрат уже к середине книги. Таким же успехом пользовались у меня и постоянные поправления главным героем всех вокруг по поводу своей фамилии. Поверьте, если вы будете читать, то уже к третьей главе навсегда запомните, что он инспектор Страффорд, а не Стаффорд (не левиоса, а левиоса, как говорится). 


Но самым главным минусом книги стало полное отсутствие героев, которым хотелось бы сопереживать. Ни главный инспектор, постоянно проваливающийся в воспоминания детства и терзания по поводу никчемности своего существования, ни вся такая из себя дерзкая Летти, ни несчастный деревенский дурачок (вовсе он не дурачок), ни любовный интерес инспектор под кодовым именем Белая мышь и уж точно никто из остальных второстепенных персонажей ничего кроме отвращения у меня не вызвали. Стоит, конечно, похлопать автору, не каждый сумел бы так наглядно передать разложение аристократического общества в послевоенные годы. 


И, конечно, тот факт, что этот роман выдает себя за детектив, хотя от этого жанра в нем разве что труп и наличие инспектора, тоже меня расстроил, потому что кто же любит, когда его обманывают. Из расследования тут только размытое описание осмотра места преступление и допросы инспектора, почему-то заканчивающиеся поцелуями с главной свидетельницей. Ну, и еще упоминание об Убийстве в Восточном экспрессе Агаты Кристи. Да и само убийство можно раскрыть буквально после одного разговора в первой трети книги.


В итоге у Бэнвилла получился псевдодетектив, освещающий очень важные проблемы: растление малолетних, расцвет педофилии внутри церкви, моральное разложение общества, в которым люди закрывают на все глаза. Священник, подвергавшейся насилию в семье с попустительства матери, оправдывает этим свои издевательства над другими детьми. А одна из его жертв, склонная оправдывать и разделять интересы своего мучителя из-за непоправимой травмы, тоже приняла сан. И автор во всем этом видит «зловещую симметрию». Но все им подано так, что никто не вызывает сочувствия, потому что никто из героев его не проявляет. 



Иже с книже