Больше рецензий
20 апреля 2025 г. 09:06
64
4.5 О том, что сближает и разделяет людей…
РецензияХанс Кристиан Андерсен
«Всего лишь скрипач»
Эта книга является типичной представительницей своего времени. И по поднимаемым темам, и по слогу, и по типажам персонажей, и по манере изложения. Сказочник или маститый реалист — неважно, кто рассказывает о проблемах человеческого бытия: всё одно, смысл тот же, суть неизменна. Разве что местами наивный, витающий порой в облаках, видящий многое не так как большинство, писатель может добавить поэтичности истории. Боже, сколько в ней лирики! И касается это не только многочисленных лирических отступлений. Они, к слову, совсем не утомляют по ходу чтения. Меня не утомили, но я же не истина в последней инстанции. Они присутствуют в изрядном количестве, но не объёмные и не занимают много места на страницах. Главный герой — скрипач, но в романе практически нет музыкальных терминов, например. Или он будет какой-то промежуток времени юнгой на шхуне. Естественно, на этом моменте вы можете подумать, что, исходя из вышесказанного, многочисленные морские термины будут представлены в ничтожно малом количестве. Верно? Ничего, кроме как признать вашу правоту мне не остаётся. И так во всём. Она не перегружена, на мой взгляд. И это хорошо. В книге можно будет встретить небольшой культурологический просвет, упоминания различных произведений и деятелей искусства. Они филигранно вплетены в канву сюжета. Описания природы у скандинавских писателей прошлого и позапрошлого веков всегда на высоте, практически (и фактически, по моему скромному мнению) недосягаемой для писателей остального мира. Персонажам доведётся оказаться в нескольких городах по ходу своей жизни — и соответственно повествования — и каждому будет уделено внимание. Нет-нет, опять же, воля ваша надеяться, что это будет не как у Гюго в «Соборе Парижской Богоматери». Андерсен любил свой родной край, любил своих сограждан.
Так о чём же «взрослый» роман писателя, который известен всему миру как замечательный и в чём-то даже неподражаемый автор прозы для детей, сказок? Он о том, что я так полюбил в ранней прозе творца «Степного волка» и «Игры в бисер», а именно: о взрослении и становлении маленького, молодого человека. Этакий роман-воспитание. Перед читателями и читательницами возникает, словно из утреннего тумана, мальчик по имени Кристиан. Весна, дышится легко (хочется продышаться, вздохнуть полной грудью), птицы поют. Он из небогатой семьи, имеет странного и загадочного крёстного. Рядом живёт еврейская семья. И девочка Наоми. У мальчика с детства обнаруживаются способности к игре на скрипке, которые открыл тот самый крёстный. И начиная с этого момента, одной главной мечтой в жизни Кристиана станет больше: обрести всемирную известность и стать богатым. Но как этого добиться, если ты беден? Один из главных, монументальных и основополагающих вопросов, который красной нитью пронизывает всё это небольшое произведение. Оно, конечно же, приправлено проблемами, которые присущи творческим натурам. Мечтательность, нерешительность, смятение, порывистость, острота восприятия — эти черты можно встретить у Кристиана. Удивительно и поразительно для меня было, насколько Ханс Кристиан Андерсен беспощаден к своему герою. Уж сколько он ему отвёл жестокостей — это уму непостижимо. И всё в юном возрасте. Я, если честно, в какой-то момент стал пребывать в некотором шоке. Вы меня извините, но даже врагу не пожелаешь подобного. Тема любви, её многогранности и болезненности тоже не пройдёт мимо персонажей в книге. Тягостна и мучительна она для Сказочника, чудовищно удручающе и с надломом она исходит из-под пера. Раскрыта она будет в тональности эпохи, в образах и ситуациях, которыми полнилась литература времени написания романа. Опытным и начитанным читателям и читательницам может быть скучно на этом моменте, потому что по содержанию ничего нового и трепещущего они не встретят и не узнают, когда соприкоснуться с любовной линией. Примечательно, что в какой-то момент главный герой — скрипач — волей автора вообще уйдёт на второй план. Этот ход был необычен и малость внезапен. Этакий ход конём: погрузись-ка в мир и переживания другого человека, дорогой. А я что!? Дважды меня уговаривать нет надобности, заверните и положите.
Читая этот роман — один из пяти представителей прозы для взрослой аудитории — я получил не сказать что очень яркую и богатую гамму эмоций. Но что-то сейчас всё равно шевелится в душе при чтении подобной литературы. Скорее всего, это возможность понаблюдать за собой со стороны, оглянуться на свой собственный пройденный путь, вернуться к своим прошлым мыслям и поступкам, посмотреть на ситуации, в которых оказывались персонажи, взглядом опытного жизненного бойца и где-то приложив ладонь к лицу подумать: ну что ты, чёрт возьми, делаешь? Роман имеет ярко выраженный минорный оттенок, из-за которого, при всём желании увернуться от него, иногда приходилось грустить. Не всем может понравиться и прийтись по нраву данный факт. Рассказанная трагическая история хоть и не стала открытием, я ни на мгновение не пожалел о проведённых минутах за книжкой. Строки пролетали со стремительной быстротой. Белая бумага, шелест страничек. Иногда сочинение провоцировало испытать чувство под названием «волнение». Тем более, что оно явно имеет черты автобиографии. Сколько в Кристиане самого Ханса Кристиана? Немаловажное место в этом литературном творении занимает тема еврейства и бродяжничества. Вот только какие смыслы вкладывал Андерсен в это — предстоит ещё подумать и осмыслить. Наверно, стоит поглубже погрузиться в биографию писателя. Ваш покорный слуга убеждён, что им в ней не все глубины изучены на данный момент. Слог приятен без возражений. Для меня в книге всегда блистательным и беспроигрышным решением является включение эпиграфов. А уж если они перед каждой главой…
Отдельно хочется отметить перевод: прекрасен, прелесть прелестная! Не менее бесподобно показано переплетение разных характеров. Превосходно автором изображена пленительная мысль, которая способна поглотить без остатка. Да и не одна. Славно отражено, как на нашу судьбу могут повлиять люди и обстоятельства. Здесь с автором можно вступить в дискуссию. Помните же тот ключевой вопрос? Болезненно представлено различие между мирами богатых и бедных, аристократов и челяди, романтиков и прагматиков, «своих» и «чужих». Могут ли талант и счастье двигаться одним курсом? И что в конце концов приносит счастье? Роковой выбор. Как сложно иногда принять верное решение. Исход всегда один. Вот только пути к нему разные. Покой или беспокойство — что ждёт человека? Характер и желание плыть по течению или против течения зачастую определяют ту стезю, по которой нам двигаться уготовано судьбой и нами самими. Озорными и залихватскими мазками поданы мероприятия культурного порядка (пьянка в Риме или Париже — простите, я запутался, невероятно чудно и живо открыта нашему взору — словно сам на ней побывал). Коварство, безрассудство, безразличие, равнодушие, участие, забота, строгость, ветреность, социальное неравенство — это вечные спутники нашего существования. Перипетии сюжета, крутые повороты, неожиданные встречи. Вау! А как приятно было встретить Оле Лукойле или намёки на Снежную Королеву. И цитатами можно поживиться, да. Кто-то борется с размышлениями, другой же властвует над действием. Как много холода способен вынести человек на пути к теплу? Автор познал эту жизнь. И от знания этого грустит…
Mit freundlichen Grüßen
А.К.
Книга прочитана в рамках 1-го тура игры «Книжный Зодиак».