Больше рецензий
20 апреля 2025 г. 23:14
18
5 Буря может согнуть твою спину, но распрямить ее снова можешь только ты сама.
Рецензиячто ж, перед нами книга, открывающая цикл "песни Пенелопы", который, в свою очередь, является дарк-ретеллингом всем известной "одиссеи", но с оговоркой: наблюдать мы будем не за хитроумным героем, а за жителями Итаки в его отсутствие. и, конечно, в первую очередь, речь о Пенелопе — женщине, которая провела с Одиссеем больше времени в разлуке, чем в счастливом браке.
действие открывают события, следующие после 17 лет со дня, когда Одиссей забрал всех достойнейших мужей Итаки и отплыл под Трою. на селения острова начинаются набеги разбойников, убивающих и грабящих без разбора. они приходят в каждую полную луну, и с этим нужно что-то решать. но как? как, если ополчение возможно собрать только из пары-тройки мальчишек, которые только готовятся стать мужчинами?
хочу выразить свой огромный восторг, касательно подобной завязки сюжета: именно эта событийная канва даёт такой простор для политических интриг и стратегий, что оторваться от текста крайне сложно. кроме того, всё это выглядит весьма и весьма реалистично: сложно представить, чтобы за 20 лет отсутствия царя хоть кто-то не рискнул бы попытать удачу поживиться на ослабленном царстве.
повествование ведётся от лица Геры – да-да, той самой царице богов и богине цариц, что незримо присматривает за Пенелопой и её окружением. подобный выбор мог показаться (и мне показался на начальных этапах, что уж) странным, но страница за страницей, и чёткое осознание, что иначе и быть не могло, крепко оседает на подкорке. кто ещё может рассказать историю об острове женщин, если не их прямая покровительница?
хочется расцеловать каждый пальчик на руке Клэр Норт за то, как искусно она раскрывает героев. и я говорю не только о Пенелопе, но и обо всех второстепенных и не очень лицах: богини, служанки, женихи, старики, Телемах и гости из соседних и даже далёких царств. мотивы каждого освещены. боль каждого впиталась под кожу. и вытравить её обратно сложно, как и сложно ругаться хоть на кого-то, ведь – вот же, вот же, у него есть все причины мыслить и действовать именно так, ну и что, что он выглядит, как дурак?
а ещё я по-новому влюбилась в Пенелопу. если Клитемнестра – величайшая из цариц, а Елена – прекраснейшая, то она, как ни странно, умнейшая. да, она действительно дружелюбно принимает в дом мужа прибывающих женихов, следуя законам гостеприимства. да, она плачет, когда этого ждёт от неё окружение. она молчит, когда оставшиеся из советников мужчины вместе с её сыном принимают решения, ведь кто станет слушать женщину в вопросах политики, пускай и царицу? но кто сказал, что за всем этим она не плетёт свою собственную паутину? что не она именно та фигура, благодаря которой Одиссею пока всё ещё есть, куда возвращаться, даже если об этом мало, кто знает?
отдельно хочется выразить своё почтение переводчице Евгении Семенюк, благодаря которой текст выглядит именно так, как выглядит. давненько я так не следила закладками, за что ей нижайший поклон, ровно как и Клэр Норт, подарившей оригинал.
стоит ли читать? точно стоит. даже если о гомеровской “одиссее” вы наслышаны лишь в общих чертах. из всех прочитанных мною ретеллингов, “пряжа Пенелопы” сейчас твёрдо и уверенно занимает первое место. буду надеяться, что и последующие две части цикла не разочаруют