Больше рецензий
24 апреля 2025 г. 10:02
21
0 Дракула – культовый роман ужасов, написанный Брэмом Стокером в 1897 году.
РецензияЭто произведение стало одним из самых известных и популярных в жанре готической литературы.
Действие начинается с того, что английский адвокат по имени Джонатан Харкер приезжает, чтобы помочь графу Дракуле в юридических вопросах, связанных с его иммиграцией в Лондон. Дракула любезен и очарователен, но в то же время вызывает тревогу. Джонатан никогда не видел, как он ест, у него острые уши и зубы, и он всегда заканчивает их беседу перед рассветом. В конце концов Джонатан узнает, что он оказался в ловушке в замке, в котором также обитают три женщины-вампирши, которые пытаются соблазнить его и выпить его кровь, пока Дракула не останавливает их.
С самого начала романа автор погружает читателя в атмосферу мрака и ужаса. Замок Дракулы, расположенный на вершине горы, производит впечатление чего-то зловещего и опасного. Атмосфера таинственности и мистики сохраняется на протяжении всего произведения.
Главный герой, Джонатан Харкер, сталкивается с множеством опасностей и испытаний на своем пути. Он вынужден бороться с собственными страхами и противостоять зловещему графу Дракуле.
В Дракуле много слабостей и лишь пара достоинств. Недостатки –безликие персонажи.
Роман весь состоит из писем героев друг другу, из дневниковых записей и немножко из газетных цитат и каких-то отчетов. И вот тут-то и кроется большой подвох. Автору не удалось сделать голоса своих персонажей индивидуальными.
В середине книги рассказчики постоянно меняются, но понять, кто из них кто, практически невозможно. Они говорят совершенно одинаково. Это, конечно, огромный минус для писателя.
Проблема усугубляется еще и тем, что все образы героев выписаны очень плоско. Нет никакой разницы в характерах Артура Холмвуда, Джонатана Харкера, доктора Джона Сьюворда и Ван Хелзинка. Все благородны, смелы, преисполнены любви к женским героиням и готовы на все, чтобы положить конец злодеяниям Дракулы. Ничего более определенного сказать о них просто нельзя.
Под конец в эту дружную компанию вливается еще и некий Квинси Моррис, о котором автор вообще не считает нужным сообщать что-либо внятное. Так - путешественник какой-то.
Те, кто ждут, что герои столкнутся в этой книге с древним утонченным и изощренным злом, будут жестоко разочарованы. Дракула крайне могуществен, ему подчиняются волки, он может оборачиваться летучей мышью и собакой, управлять туманами. Кроме того, он в 20 раз сильнее обычного человека и его не берет никакое оружие. Каждый укушенный им после смерти превращается в вампира. Поразительно, как мало выгоды он извлекает из таких способностей!
За прошедшие столетия ему полагалось бы полностью держать под своим контролем всю Трансильванию. А он просидел немыслимое количество веков в своем замке и обзавелся всего лишь тремя помощницами. Прибыв в Англию с целью ее покорить, Дракула за несколько месяцев удосужился обратить в свое подобие всего лишь одну девушку и пару раз наведаться ко второй.
А когда ему бросает вызов наша небольшая компания персонажей, он... тут же сбегает обратно в Трансильванию. И, по сути, весь оставшийся сюжет сводится к тому, что наши герои преследуют незадачливого беспомощного вампира, чей гроб везут то корабли, то цыгане. Погоня завершается успехом почти возле самого замка. Гроб открыт, вампир ликвидирован, конец истории.
Вся эта беспомощность Дракулы объясняется тем, что у графа... детский мозг. Эту теорию настойчиво предлагает и развивает Ван Хелзинк. Да, самый главный вампир вселенной, бывший при жизни искуснейшим политиком своего времени, глуп как пробка. Но при этом герои всерьез рассуждают о том, что еще немного и он захватит весь мир.
Помимо названного, в романе целая масса непонятных моментов, которые автором просто брошены без малейшей попытки куда-то их развить или обосновать.
Пациент лечебницы для душевнобольных половину книги говорит, как он предан своему господину, имея в виду Дракулу. И нам даже намеком не сообщается, откуда он может его знать, если граф всю жизнь провел в Трансильвании. И вообще, история этого пациента, рассказанная очень подробно, нужна, оказывается, лишь для того, чтобы он открыл в определенный момент дверь вампиру.
Люси, обращенная Дракулой, возвращается к своему склепу и встречает преграждающих ей путь героев. Они ждут ее с кольями, чесноком и святыми мощами наготове, вход в склеп надежно запечатан. Люси вместо того, чтобы сбежать, вступает с ними в диалог, а потом... наши герои открывают ей вход в склеп. Она проскальзывает туда и ложится в гроб, после чего они спокойно приступают к ее ликвидации. Почему просто было не дождаться этого момента без лишней возни с запечатыванием и распечатыванием дверей? И почему Люси преспокойно засыпает, зная, что сейчас с ней разделаются?
Цыгане жутко боятся Дракулу, но упорно везут его гроб и отчаянно сопротивляются попыткам героев уничтожить вампира. Хотя казалось бы - откройте гроб и прикончите его, положив конец всем своим страхам. Вместо этого они, скорее, готовы прикончить своих избавителей.
И таких несообразностей целая масса.
Так почему роман оказался таким успешным?
Брэму Стокеру удалось нащупать важный рычаг. Он сделал монстром не просто некое анонимное существо, приходящее из ниоткуда сосать кровь. Интуиция подсказала ему, что такие страшилки быстро забываются.
Но вот когда монстр имеет связь с реальностью, когда его можно назвать по имени и покопаться в его истории, это куда больше цепляет людей. Дракула - историческое лицо, и для вампирской тематики этот факт оказался настоящим кладом.
И второй ключевой фактор. При всех несообразностях своего произведения Стокер сумел обозначить правила игры. Он дал своему чудовищу ряд четко прописанных сверхъестественных способностей и наложил на него ряд столь же четко прописанных ограничений.
И неважно, что в своей книги он сам не сумел заставить Дракулу по полной использовать все свои возможности. Главное, что он задал систему координат, в которой его последователи смогут построить куда более связные сюжеты.