Больше рецензий
24 апреля 2025 г. 15:26
135
4 «Последний вылет»: когда героизм пахнет керосином и одиночеством...
Рецензия«... Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ ЕГО ЗА ТО, ЧТО ОН СПАС МЕНЯ ЦЕНОЮ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
... И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ Я БЛАГОДАРНА ЕМУ ЗА ЭТО...»
Редко когда военная графическая новелла способна одновременно пробить на слёзы, заставить задуматься — и не утомить клише. «Последний вылет» (Le Dernier Envol) — именно такой случай. Регис Хотье написал интересный («закальцованный», как Уроборос) сценарий без менторского пафоса (но, с точки зрения исторических событий, - весьма поверхностно), а Роман Хьюго нарисовал — как будто сам всю жизнь сидел в кабине истребителя.
Перед нами четыре короткие, но насыщенные истории, каждая — о пилоте с «той» или «этой» стороны фронта: японец, американец, немец, француз (обидно, что советских летчиков забыли, а если и нарисовали пару картинок то так, что б лучше бы вообще не упоминали). Всё как в подкорректированном учебнике истории, но немного глубже в сторону человеческой рефлексии. Эти герои не агитплакатные киборги, а обычные люди, попавшие в мясорубку войны. Камикадзе Теруо пишет отцу прощальное письмо, американец Том — не супермен, а просто уставший парень, Гюнтер — ас Люфтваффе, которому не поможет ни опыт, ни звание, а Ален — романтик с трагическим финалом и советской девушкой в самолёте (выбор авторов немного странен, ибо именно русские и были авторами ПОБЕДЫ, ну да пусть это останется на совести самих авторов…).
Чем ближе к последней странице — тем больше осознаёшь, что война у всех одна: неважно, кто за штурвалом. Герои сражаются, умирают, пересекаются в смертельном танце и исчезают в небе. Причём сцены действительно завораживают: Юго с филигранной точностью передаёт атмосферу, технику, даже блики на фюзеляже. Это не просто красивые рисунки — это кино в кадрах.
Правда, вторая половина немного буксует — особенно в сценах с участием немецких и французских пилотов. Воздушные схватки изображены чуть сумбурно: если не следить по подписям, легко потеряться, кто кого сбил. Но простим авторам — уж слишком запутанные были и сами времена.
Что особенно подкупает — это отсутствие морализаторства, правда русских как всегда показали почти дикарями с водкой, небритостью и орденом на шапке ушанке, вместо какарды, да, и герой со стороны русских, почему-то - француз… Да, здесь не ищут виноватых и правых. Здесь просто показывают: вот они, люди. С надеждами, страхами, с ощущением конца — и с какой-то странной, упрямой внутренней силой.
«Перевод хоку с предыдущей страницы:
«… Сакура
подобно цветам сакуры
по весне
пусть мы опадём,
чистые и сияющие.» …
Сакура - известный символ Японии, её цветы стали олицетворением японских камикадзе.»
«Последний вылет» — это не о технике войны, а о её цене. Не о патриотизме, а о том, что чувствует человек в кабине, когда остаётся один на один с собой и небом. Прочитал — и немного грустно. И это хорошо.
Рекомендую к прочтению, даже тем, кто не фанат авиации. Особенно — тем, кто ценит хорошую историю в комиксах.