Больше рецензий
24 апреля 2025 г. 22:01
56
3
РецензияВ детстве цикл про Пеппи был моим самым нелюбимым у Астрид Линдгрен. Единственный такой. Мне не была интересна ни Пеппи, ни Томми с Анникой, ни их приключения. Я неплохо помню сюжет советского фильма, но, как оказалось, от книжных историй про Пеппи я помню совсем чуть, и, что происходило между появлением Пеппи на вилле «Курица» и финальной раздачей волшебных горошин, «чтобы не взрослеть», просто стерлось.
Сейчас, перечитывая эту трилогию с дочкой и легонько так поругивая Минобр (почему именно Пеппи воткнули в программу? Не чудесную «Рони», не «Мио» или «Братьев Львиное Сердце», не Мадикен…), я поняла, почему мне Пеппи в детстве не нравилась.
Эта сказка - своеобразный тест Роршаха: можно легко заняться самодиагностикой. Ибо в какой-то момент эта история непременно заденет углом. Меня, например, выносило на «грязи»: раскатывании теста на полу, купании в сточной канаве и прочем таком вот. Ещё раздражали Томми с Аникой, развевающиеся серыми мышами у Пеппи за спиной и периодически о чём-то ноющие.
В нашей книге было три «классических» части, без поздних рассказов:
1.Пеппи поселяется на вилле «Курица» (1945)
2.Пеппи собирается в путь (1946)
3.Пеппи в стране Веселии (1948)
Говорить о сюжете особо нечего: самая сильная девочка Пеппи (папа – капитан и король негритянского острова, мама умерла) поселяется в маленьком шведском городке на старой вилле, обзаводится лошадкой и двумя соседскими детьми и живет свою лучшую жизнь.
Пеппи очень сильно отличается от обычных детей. Отличается прежде всего тем, что у неё отсутствуют навыки социального взаимодействия и иерархии, и представления о том, как себя вести, как разговаривать с людьми старше себя и прочие – те, которым обычно учатся дети на первых порах своей жизни. Эти навыки заменены силой, самоуверенностью и чемоданом денег. Сомнительная мораль, как по мне, но бох с ней.
Как-то очень быстро становится понятно, что эти истории не просто первые, написанные Астрид Линдгрен, но такие, какие она изначально не планировала печатать и рассказывала своей больной дочке по принципу «от души дурогоним»: что бы ни молоть языком, лишь бы ребенку стало легче. Это очень чувствуется по первой части, которая оторванная более, чем полностью, и именно этим она сильно отличается от двух других частей, которые значительно более умерены в тех самых странных разнузданных проявлениях Пеппи.
Потом на эти истории была навинчена идея: «я писала книгу о детстве, о том, что важно быть доброй-отзывчивой-жизнерадостной, а многие социальные нормы и методы воспитания детей безнадежно устарели».
Да-да, хочется сказать мне, наверное, именно поэтому, две другие части настолько другие.
А они, вправду, другие и значительно более адекватные: в них осталось «волшебное и невероятное» (сила Пеппи, папа – король, приключения, баловство, фантазии и прочее), но сама Пеппи стала значительно меньше напоминать человека с аффективным расстройством.
По существу, я уверилась, что это – реально не лучшее у Астрид Линдгрен, И не только потому, что образ Пеппи штормит не по-детски: то она совершает подвиги и лихо причиняет добро, то вытворяет лютейшую дичь. Пройдет 10 лет и Астрид Линдгрен «допилит» этот образ до Карлсона, в котором останется самолюбование, но исчезнет разнузданная психопатичность. Карлсон самодостаточен и целостен, его не штормит. А ещё некоторое время спустя «родится» прекрасная Мадикен, в которой останется дивный свет детства, незамутненность, жажда жизни, приключения и фантазия, но не будет грязи.
Как не будет «коллективного самоубийства» в финале и сквозящего одиночества.
И я вспомнила, почему мне ещё не так уж понравилась Пеппи в детстве: мне было банально скучно. Вся трилогия по сути, это – сборник рассказов из жизни Пеппи. И вот только что закончив читать, я понимаю, что из 27 рассказов я едва ли могу вспомнить половину. В основном, все они написаны по двум шаблонам: «Пеппи встречает «плохого» человека, она его низводит и курощает, а потом подбрасывает в воздух много раз, потом этот человек исчезает в дали», или «Пеппи что-то придумывает и рассказ получается бытовой зарисовкой из серии: как праздновать день рождения, как ходить на ярмарку, как плавать на лодке».
Конечно, Пеппи – классика, поэтому знакомства с ней не избежать (особенно, учитывая, что книга есть в программе 3 класса). Но лично для себя я опять не нашла ни одного аргумента в её пользу. Перечитывать не буду)
А дочке всё понравилось. Особенно враньё и то, как лихо можно скакать по дереву, по крыше, ночевать в палатки и прочее приключенческое.
Комментарии
Пеппи мимо меня прошла. Советский фильм мне не нравился, я его не смотрела полностью ни разу, а книга мне как-то не попалась на пути, хотя я в детстве много читала. Вы правы про самодиагностику: дикая эмоциональность Пеппи в фильме вызывала неприязнь. То ли дело любимые Муми-тролли: тут тебе и приключения, и добрые друзья, и понимающая мама рядом. Красота!
Как говорится, мимо прошла - ну и славно))) Если бы не было в программе, мне вряд ли бы пришло в голову перечитывать.
Фильм я воспринимала как-то терпимо (думаю, из-за Феди Стукина)))) А вот мой муж что-то тоже невзлюбил его до дрожи)))
Мумики у нас с дитенышем в планах стоят!
* Ой, Феди Стукова, конечно же