Больше рецензий
25 апреля 2025 г. 21:41
576
4 Где твои крылья, которые нравились мне?
РецензияНаверное большинство людей в нашей стране в возрасте 40+ смотрели советский фильм о травле (буллинге) «Чучело» с прекрасной одиннадцатилетней Кристиной Орбакайте в главной роли. Я тоже его смотрела не менее трех-четырех раз: в детстве, юности и будучи взрослой. И всегда пробирало до нутра. По воле генератора случайных чисел, мне предстояло прочитать в апреле повесть «Чучело» Владимира Железнякова, по которой был снят фильм. Я очень долго собиралась, планировала, что буду вдумчиво читать это произведение несколько дней, потом пересмотрю фильм, прикидывала о чем напишу в рецензии. Но все пошло не по плану. Повесть я прочитала за несколько часов, фильм смотреть не осталось сил, он просто покадрово встал перед глазами при чтении повести, а слова «Где твои крылья, которые нравились мне», что я планировала обратить к утраченному подростками детству, к разочарованиям первой любви, в итоге я от всего сердца адресовала Николаю Николаевичу Бессольцеву.
На мой взгляд, автор слишком старался противопоставить «бессребреничество» и «эгоизм», и в результате для меня дед и внучка оказались сферическими конями в вакууме. Бессольцев говорил Лене, что не верит отсутствию в её классе хороших людей, а я не верю, что за десять лет жизни в городе Бессольцев не нашел там родственных душ, соратников, единомышленников, которым тоже дорога история их города. А может быть он окуклился в своих идеалах и стал недосягаем для окружающих? И когда появилась Лена, то между ней и дедом образовалась пустота, у читателя нет вообще никакого представления об их отношениях и первый их разговор это сразу про кризис, когда внучка уже на грани эмоционального срыва и готова бежать из города. Как-будто до этого они жили молча. Я просто не могу поверить в силу, которую проявляет этот ребенок без всякой поддержки, лишь потому что рядом есть дедушка с великими одному ему понятными идеями. Если закрыть глаза на практически отсутствие развивающихся человечных отношений деда и горожан, деда и внучки, а довериться автору и принять как данность незаурядные качества Бессольцевых, то дальше повесть вполне оживает и увлекает.
Не составляет особого труда показать крайности: святого мученика и падшего грешника. Да и правдоподобно описать падение могут многие. А вот путь со дна к свету описать, как и пройти, мало кому дано. Железняков в финале повести взял две противоположности поместил их друг перед другом, словно два зеркала. Эгоизм растворился в бескорыстном поступке Бессольцевых, а сам этот поступок осветил мрак эгоистичных душ. Верю!