Больше рецензий

28 апреля 2025 г. 09:18

56

3 Ниточки власти

За пределами "Двери в лето" я к Хайнлайну отношусь скорее равнодушно, чем с интересом, потому что всё прочее прочитанное оставило во мне странное ощущение: либо то, что меня пытались активно воспитывать через книгу, как надо жить, либо то, что я совершенно не разделяю заложенные идеи, и мне не было интересно. На "Кукловодов" же я вышла скорее случайно, потому что в очередной раз с приятелями что-то как-то где-то обсуждала про научную фантастику, и мне рассказали, что самый первый троп про паразитов-манипуляторов из космоса использовался вроде именно в этом романе.
Стало любопытно.

И вот мы здесь. (тм)

Не знаю, чего я ожидала от романа. Возможно, я не ожидала от него вообще ничего, и поэтому он в целом вышел для меня вполне читаемым. "Кукловоды" оказались бодрой историей в антураже недалёкого будущего, эксплуатирующей одновременно напряжённый антураж психологического триллера и стремительную динамику фантастического боевика.
Также в нём было немного футурологии с представлением Хайнлайна о том, как будут выглядеть двадцатые годы XXI века. Мобильные телефоны он угадал, остальное, правда, не очень, но всё равно занятно.

Сюжет выстроен вокруг того, что на Землю падает нечто в виде летающей тарелки, однако пока разные правительственные службы чешутся и пытаются понять, что и где, тарелка мистическим образом исчезает, на её месте оказывается муляж, а с людьми вокруг начинают происходить какие-то странные метаморфозы. Они ведут себя настолько невнятно, как будто вообще уже не то, чтобы совсем люди.
Собственно, так и оказывается. В тарелке прилетел десант из другой формы жизни, который стремительно захватывает человечество, управляя людьми, как марионетками, и распространяется так успешно, что, когда люди всё-таки спохватываются, уже половина мира заселена чужеродной жизнью. И она сильно хочет сожрать и всё остальное. Люди против, и вся история посвящена тому, как бравые американские военные пытаются придумать способ спасти мир.
У них, конечно, получается, потому что ну кто бы в то время разрешил напечатать книгу с другим финалом. Её и сейчас-то не пропустят, а уж в пятидесятые - тем более.
Хотя вывод, который сделан в финале, восхищает своей прямолинейностью и прямо-таки ощутимо отдаёт моим обожаемым гримдарком, это ж буквально предвестник "нет ничего чище ненависти, и ненавистью мы поставили галактику на колени", причём чуть ли не побуквенный.
В целом, нет вопросов, если человечество хочет направить свою агрессию против паразитов - это, несомненно, намного лучше, чем направлять её вглубь себя самого, так что пусть жжёт напалмом Титан и всё, что к нему прилегает.

С учётом того, что Хайнлайн был кадровым военным, читать его ядовитые выкладки на тему взаимосвязи Пентагона со спецслужбами, спецслужб между собой и населения - с ними всеми, а также отношения политиков ко всему, что происходит вокруг, довольно забавно. Видно, что автор в вопросе межведомственных отношений понимал многое, но всё, что он понимал, ему не нравилось - не без причин. Если и есть что-то, что ненавидят абсолютно все сотрудники всех ведомств по всему миру - бюрократия.
И высокое начальство.

Зато лор произведения вызывает бесконечное количество вопросов, потому что я ничего не понимаю из того, что слизни хотели, как, зачем, почему, в каком виде они работают, какова их биология и в чём вообще смысл. Если честно, из текста не складывается даже внятного ответа на вопрос их индивидуальности или коллективности - то они ведут себя как части целого, то как отдельные представители вида. Их влияние на нервную систему тоже загадочно, кто-то умирает, кто-то нет, кто-то воскресает после пуль, кто-то помирает от разрыва сердца. Единой системы, по которой бы работала физиология захватчиков, не существует.
В каком-то смысле, безусловно, это тоже пугает, потому что вообще не понимаешь, чего от них ждать, но как будто это скорее проблема, чем авторская задумка.

Есть большой вопрос, который в тексте прямо поднимается, но не получает никакого развития: а в чём, собственно, задумка-то этой паразитической экспансии. То есть, вот слизни выползли из своей тарелки, захватили местный разумный вид, построили тарелки и полетели дальше - это я могу понять, любая жизнь стремится распространить себя. Хорошо. Но почему, захватывая цивилизацию и получая доступ к её глубинным механизмам функционирования, буквально становясь ей, слизни в результате о ней не заботятся?
Ведь основная цель любого паразита, ну, в теории - чтобы хозяин был жив, здоров и радостен, чтобы обеспечивать паразита всем необходимым.
Но слизни уничтожают носителей, уничтожают тело цивилизации и ползут дальше, хотя могли бы просто мимикрировать под людей, настроить динамику их жизни - и процветать. А по тексту выходит, что они угробили несколько цивилизаций перед тем, как добраться до Земли, и Землю бы угробили, если бы человек не оказался ещё большей тварью и не придумал способа сохранить своё главенство в природе.
По-моему, в логике паразитического поведения что-то работает не так.

Ещё, конечно, сильно смутила романтическая линия, потому что она выглядит настолько странно, что не знаешь, что и думать. Главный герой встречает какую-то невнятную девицу, влюбляется в неё с первого взгляда, начинает трепетать всеми нежными фибрами души, не зная о ней ничего, кроме имени, которое даже не настоящее, и делает ей предложение руки, сердца и совместной старости примерно через сутки. А? А как? Не, ну то есть я понимаю, что у сотрудников спецслужб там как бы всё очень ускоренно, потому что а если завтра ты не вернёшься с задания, и это твой последний шанс на брачный контракт, но всё же.
Как будто бы один день для создания счастливой ячейки общества - несколько оптимистичный срок.
Да и в целом Мари ведёт себя очень странно, её носит туда-сюда по эмоциональному спектру с внезапными вспышками гнева, то она кидается герою на шею, то делает вид, что его не существует, то страдает, то презирает; я всю книгу хотела спросить у неё "женщина, да чего тебе надо-то". Не знаю, специально это было сделано Хайнлайном, чтобы вызвать в читателях множественный отклик формата горения, или он именно так представлял себе femme fatale, но меня, в общем, не впечатлило.

Равно как и главный герой, от чьего лица ведётся повествование. Этот тоже с тараканами в голове и со сложностями восприятия, вдобавок его тоже носит по чувствованиям чувств от самооценки уровня бога до синдрома самозванца.
Среди всех персонажей стабильный один Старик, возглавляющий этот секретное шапито. Он, видимо, просто перерос все эти страдания и теперь пользуется головой не чтобы в неё есть, а чтобы ей думать.

Ну да ладно.
Воспринимается всё равно бодро. Исторические загадки, государственные секреты, новое биологическое оружие и превозмогание - всё присутствует, и, если не стараться сильно вдумываться, то это увлекательно.

Читала в оригинале, и текст в принципе вполне мне зашёл, воспринимается легко (просто "Чужака в чужом краю", например, я вообще не смогла осилить, читала только перевод, и то с трудом). Звёзд с неба не хватает, но и совсем грустно не выглядит. Пойдёт.

"Кукловоды" - совершенно точно не шедевр, и во многих моментах сейчас книга воспринимается ощутимо наивной; это не та фантастика, которая состарилась отлично. Её подводит явный идеологический контекст, который Хайнлайн старательно упихал между строк, не особо маскируя - потому что а зачем.
Но в целом, именно как фантастический боевик про превозмогающее человечество, которое будет сражаться до последнего, потому что только мы сами можем угнетать и подчинять себе подобных - да почему бы и не да.
Хотя, конечно, если у этой книги есть экранизация - а я уверена, что она должна быть - возможно, имеет смысл остановиться на ней. Зрелищность погонь, взрывов и летающих машин прекрасно замаскирует многочисленные проблемы повествования.