Больше рецензий

13 июня 2015 г. 01:30

55

2.5

Вот уже несколько лет мне приходится уклоняться от чтения романов Джеймса Роллинса. То добрые родственники неожиданно увлекутся и принесут бумажный экземпляр «Глаза Бога» (к слову, он у меня пролежал несколько месяцев, а потом отправился, нечитаный, к законным владельцам), то среди коллег по работе настоящий «бум». И все наперебой советуют, мол, интересно, увлекательно и т.д. Ничего плохого про Роллинса сказать не могу, но стоит мне взять в руки один из увесистых томиков в зловещих обложках, как интуиция начинает истошно вопить: «А ну положи обратно! Не твоё это, и совершенно тебе не понравится!». И интуиции своей я в этом вопросе доверяю. Хотя, может быть, когда-нибудь я всё-таки начну читать Роллинса и буду от него в восторге...

Но сейчас речь пойдёт совсем о другом авторе. Даже представить себе не могу, как это я умудрилась выбрать из раздач на LibraryThing роман Бретта Дж. Тэлли He Who Walks in Shadow ( к тому же вторую книгу цикла, но это несущественный недостаток, потому как всю исчерпывающую информацию о персонажах и предысторию автор любезно предоставляет). Не иначе, купилась на похвалы писателю, который за дебютный роман получил премию Брэма Стокера. А вообще любой, кто прочитает аннотацию, сразу поймёт, о чём книга и на что она похожа. Но аннотации ведь для слабаков, вот и пришлось мучить и себя, и роман, который вовсе не так плох (если вы относитесь к любителям жанра), как я о нём сейчас буду говорить.

Все мои намёки про Роллинса и его многочисленных товарищей по жанру относятся исключительно к сюжету He Who Walks in Shadow. На самом деле, с фантазией у автора всё в порядке, и если всё это дело перенести на экран и добавить зубодробительных спецэффектов, то получился бы неплохой приключенческий фильм, этакий гибрид стареющего Индианы Джонса и какой-нибудь «Мумии». А вот в книжном варианте спасение человечества от очередных древних и злобных сущностей, обитающих во Тьме какого-то параллельного мира и решивших (не в первый раз, оказывается!) вернуться обратно, попутно уничтожив мир, выглядит скучным, надуманным и избитым донельзя. Главный герой Картер Вестон, вместе со своим другом Генри и дочерью Рейчел, в поисках артефактов, необходимых для победы над злом, объездят чуть ли не весь земной шар – из американского городка в Берлин, затем в Париж с непременным посещением катакомб и разрушенных монастырей, потом в таинственное аббатство, а оттуда – на один из Гебридских островов в Шотландии. Основное действие происходит в начале 40-х годов XX века, с небольшими вкраплениями воспоминаний из России времён Гражданской войны. Впрочем, в тундре персонажей интересуют не военные действия, а место падения Тунгусского метеорита.

Главный плохиш, как водится, немец (40-е годы!) с отрядами в высшей степени безмозглых солдат. По-другому и не скажешь, когда кучка вооруженных до зубов парней не может справиться с компанией из двух пенсионеров, двух женщин и одного студента. Герои вроде бы и подробно прописанные, но совершенно стандартные и картонные. Картер для спасения мира готов кого угодно положить на алтарь, а потом будет долго мучиться угрызениями совести; его дочь переживает смерть мужа десятилетней давности и влюбляется в кого ни попадя, потому что у того глаза добрые; Генри вообще на вторых ролях и главная его функция – вести дневник. А у Эриха Занна, злого немецкого ученого, за плечами семейная трагедия, которая и толкнула его на неверную дорожку. Имеется даже любовный треугольник, хорошо хоть на нём внимание не особенно акцентируется. И во всех уголках мира находятся люди, которые уже встречались с тёмными силами, и, вместо того, чтобы покрутить пальцем у виска, кидаются на помощь Вестону сотоварищи. Погони, перестрелки (все в непонятных ситуациях выхватывают пистолеты, но в цель за всю книгу попали лишь дважды – русский капитан Ростов и один немецкий солдат, у которого это, видимо, со страху получилось), секты с жестокими жертвоприношениями –этого добра в романе хватает, но всё равно получается скучно. Потому что каждый шаг героев абсолютно предсказуем, и никаких неожиданных сюжетных поворотов читатель не дождётся.

С тёмными силами тоже полная каша получилась. Тут и Ктулху, и Азатот, и ещё куча всяких древних сущностей. Но все они сидят в своём мире и ждут/спят. А главную опасность представляет Nyarlathotep (ох как не хочется это имя транскрибировать), вестник в жёлтом одеянии, который у Тэлли попеременно то демон, то бог, то просто маг обыкновенный. И весь он какой-то приземленный, постоянно оправдывается, что, мол, сам-то он людей любит, но вот приходится всех уничтожить, грусть-печаль… И действует демон совершенно неадекватно – ждёт, чтобы его остановили и всячески этому способствует. На этом фоне нагнетание напряженности и постоянные пафосные замечания вроде «до завтра мы, быть может, не доживём, так пусть хоть мой дневник останется для потомков» выглядят неестественно и попросту глупо.

Вердикт: очередной приключенческо-мистический роман о спасении человечества. Не несущий никакой сверхидеи, щеголяющий шаблонными персонажами и достаточно банальным сюжетом. Любителю жанра он, пожалуй, скрасит парочку вечеров, вот только гарантированно забудется через пару недель. А лично мне нескоро ещё захочется почитать что-нибудь подобное.

Книга получена в рамках проекта LibraryThing Early Reviewers и прочитана в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию"

Комментарии


У этого писателя интереснее выглядят (как для меня) романы The Void и That Which Should Not Be .


У The Void отличное описание. Когда-нибудь надо почитать)


Ага, космический хоррор к сожалению не часто появляется на русском (в кино гораздо чаще - и это один из моих любимых жанров).