Больше рецензий
2 мая 2025 г. 13:12
5
4 Апология Эдипа
РецензияВот и прочитано очередное произведение Софокла. "Эдип в Колоне" – его последнее произведение, написанное незадолго до смерти и поставленное уже посмертно в 401 году до н. э. Напомню, что «Царя Эдипа» Софокл поставил где-то в 420-х, а, следовательно, эти два произведения, по меркам античной трагедии, не принадлежат к одному художественному высказыванию, согласно традиции постановки трилогий. Поэтому и оценивать «Эдипа в Колоне» с точки зрения продолжения «Царя Эдипа» мне кажется лишним. Однако, очевидно, что на сердце Софокла более старая трагедия оставила очень яркий след, а потому, возвращаясь к судьбе Эдипа, он не мог не опираться на самого себя. Из-за этого я оказался в ловушке: с одной стороны, хочется рассмотреть эволюцию образа Эдипа у Софокла, с другой хочется оценить трагедию «Эдип в Колоне» как самостоятельное произведение. Что у меня получилось – решать вам.
Софокл - Царь Эдип
"Эдип в Колоне" – это трагедия о последних днях жизни Эдипа, некогда царя Фив, ослеплённого и изгнанного из родного города за невольные преступления. Произведение сосредотачивается на его скитаниях и примирении с судьбой в Колоне – посёлке близ Афин. И эту трагедию помимо того, что она является прекрасным гимном родной земле поэта, можно назвать апологией Эдипа, ведь именно здесь Эдип получает плату за всё то, что ему пришлось пережить. И если в "Царе" Эдип - личность сотканная из противоречий, то здесь Эдип - сугубо положительный персонаж.
"Свои ж деянья, если молвить правду, Я претерпел скорее, чем свершил." -Эдип
Вообще, что неестественно для Софокла, в этой трагедии всех персонажей можно поделить на «добрых» и «злых. Помню, что в передаче «Игра в бисер», посвящённой «Царю Эдипу», один из экспертов высказал мнение, что древнегреческая трагедия заканчивается там, где можно провести чёткую линию между хорошими и плохими персонажами. Я с ним согласен. К сожалению такое отношение к глубине персонажей продиктовано эпохой, в которую Софокл писал свою последнюю пьесу. Например, в это же время творил Еврипид, чьи герои не отличаются противоречивостью (да, есть Медея и Федра, но в то же время есть Елена, Ифигения из «Авлиды» и пр.). Так, Эдип в трагедии предстаёт смиренным старцем, смирившимся со своей судьбой.
Еврипид - Ифигения в Авлиде
"Довольству научили его и горести, и долгий век, и прирожденный благородства дух." -Эдип о себе
Его дочери, Антигона и Исмена, воплощают идеал верности и преданности, особенно Антигона, которая буквально ведёт отца за руку:
"Посмотрите, бреду, большой, за малою следом." -Слова Эдипа об Антигоне
Фесей, царь Афин, выступает как образец мудрости и гостеприимства, напоминая идеализированного Пеласга из "Просительниц" Эсхила.
Эсхил - Просительницы
В противовес им Креонт и Полиник – антагонисты, чья жестокость и эгоизм очевидны.
"Из дочерей твоих уже одну я захватил; теперь схвачу другую," -Креонт
"Ты жизнь мою страданьем отравил; Ты отнял дом; из-за тебя, скитаясь, Я подаяньем у чужих живу..." -Эдип Полинику
Такая односторонность персонажей, на мой взгляд, снижает драматизм, в отличие от, например, "Орестеи" Эсхила, где даже после финала пребываешь в глубоком раздумье кто же всё-таки прав. Ведь если чётко можно сказать кто хороший, а кто плохой – это снижает накал страстей, героям не хочется сопереживать, так как очевидно, что «добро побеждает зло».
Эсхил - Орестея (сборник)
Стоит, однако, оговориться, что эта трагедия не совсем обычная трагедия. Она больше созерцательна. Эдип буквально сидит всю трагедию на камне и размышляет о своей тяжёлой судьбе. Оттого, что Софокл решил сконцентрировать внимание зрителя не на сюжете, а, во-первых, на красоте родного края, во-вторых, на философской проблематике, трагедия читается с некоторым трудом.
И хотя сюжет и персонажи в трагедии не очень интересны, те проблемы, которые осмысляет Софокл любопытны. Например, проблема отмщения. Всё оправдание Эдипа заключается в том, что он ненамеренно убил отца, сделав это из соображений самообороны. Таким образом, Эдип предстаёт перед нами не как игрушка богов в «Царе Эдипе», но как их инструмент, с помощью которого Лаий и Иокаста наказываются за нарушение божественных указов.
Другая интересная тема – тема старости. Самому Софоклу на момент написания трагедии около девяноста лет, потому и в устах актёров звучат крайне пронзительные строчки, вторящие поэту Мимнерму о тяготах старческой жизни.
"Высший дар – нерожденным быть;
Если ж свет ты увидел дня –
О, обратной стезей скорей
В лоно вернись небытья родное!
<...>
А в завершенье
Нас поджидает
Всем ненавистная, хмурая осень,
Чуждая силы и дружбы, и ласки.
Старость, обитель горя."
Немаловажна в трагедии и тема гостеприимства. Здесь Софокл восхваляет Афины и их легендарного царя Фесея, который, несмотря на дурную славу, позволяет Эдипу остаться и встретить в Колоне свою смерть.
Это очень камерное, трогательное произведение. Возможно, что Софокл уже предчувствовал свою скорую смерть и через эту трагедию решил выразить все свои тревоги, поучить молодых.
"Глупец лишь сам себе не друг" "Любовь взаимностью сладка" -Афористичные наставления Эдипа
В довесок, Софокл всё-таки остаётся Софоклом и от этого слог в трагедии, даже в переводе, выделяется своей прелестью.
Резюмируя, финал мифа об Эдипе, где герой получает оправдание и покой, кажется логичным завершением его страданий, особенно на фоне безысходности "Царя Эдипа". Моя любимая часть в трагедии, - строфа о старости – подлинный шедевр, отражающий тоску по ушедшей юности. Однако я остался разочарован скудностью трагедийного конфликта – он кажется предсказуемым, а моральные дилеммы не столь остры, как в "Антигоне". Односторонность персонажей также играет не в пользу трагедии. Всё же "Эдип в Колоне" – достойное завершение истории Эдипа, но уступает другим трагедиям Софокла в напряжённости и глубине конфликта. Это произведение скорее созерцательное, чем драматическое, и его ценность – в лирической красоте и философских размышлениях. Прочитайте, если вам интересно каким образом Софокл оправдал Эдипа, в иных же случаях можно пропустить.