Больше рецензий

3 мая 2025 г. 15:54

59

5 Спойлер Спи, мой Пи**ец, усни...

Виктор Пелевин написал этот роман в далеких от сегодняшнего дня 90-х годах, в тот еще светлый период рассвета своей творческой силы.
Книга написана с добротным юмором и понятным символизмом.
Роман обладает культовым статусом и рассказывает о том, что основная задача телевизионной реальности, заменить реальность окружающую и вытеснить личность телезрителя, чтобы на её месте образовывалась определённая система коммерческих слоганов и символов.
Образы государственных деятелей и политическая жизнь страны все больше создаются с помощью компьютерных технологий.
Так мы узнаем, что телевиденье, а теперь может добавить и интернет-ресурсы, несут в себе по большей части рекламную функцию, и, по сути, их пространство является «станцией по сжиганию» человеческой индивидуальности.
Пелевин стал этаким пророком рассвета интернета и технологий искусственного интеллекта, когда об этом имелось лишь смутное представление.
Человек должен понемногу, начиная с детства, обратиться в того, кто поглощает деньги, а потом их испускает, превращаясь в клетку потребляющей массы, соответствуя тому виртуальному образу "успешного гражданина", который создается телевизионной пропагандой.
Однако главный герой Вавилен Татарский осознавая симулятивность создаваемой с помощью информационных технологий реальности постоянно мучается «вечными вопросами». Он жаждет понять кто же всё-таки всем этим управляет.
Разгадка дается в конце, когда мы узнаем, что основная задача мировых элит состоит в том, чтобы не проснулся символический «хромой пёс Пи**ец с пятью лапами». По преданию, он спит где-то в российских снегах, и, пока он спит, жизнь идёт более-менее нормально. А когда он просыпается, то он наступает.
Жители СНГ могли наблюдать в 90-е годы, как этот Пи**ец только немного порычал, но проснуться, на наше счастье, так и не успел.
Достаточно вспомнить слова Есенина, что это «Сумасшедшая, бешенная, кровавая муть!» или предостережение Пушкина: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»
Конечно, Пелевин не открыл что-то совершенно новое, ведь не зря он дает частые отсылки к древней мифологии, к теоретикам рекламного бизнеса и даже вспоминает советский агитпроп. Успех его как автора заключается в том, что он сумел художественно и увлекательно оформить это в небольшую по объему книгу.
По Пелевину цель отвлечения людей и усыпление их индивидуальности в том, чтобы гасить архаичные инстинкты и не пробудить Пи**ец.
И прямо сейчас вглядываясь в экран и увлекаясь каким-нибудь развлекательным контентом знайте, что именно это и происходит: «горит» наше время, сгорает в топке симуляций реальности энергия и личность.

Таков был ранний Пелевин, тогда еще оригинальный и увлекательный.
Стоит отметить, что книга имеет достойную экранизацию 2011 года.

картинка Michael_U