Больше рецензий

8 мая 2025 г. 20:58

63

4.5 Зло, которое рядом

Это первая книга за долгое-долгое время, которая реально меня напугала. То самое чувство, когда в ночи слушаешь книгу и боишься идти в туалет. А уж если по дороге дверь в закрытую комнату сама приоткрывается, тут уж теряешь контроль полностью! Правда, эффект распространился только на первую повесть из сборника под названием "Хозяйская комната", но зато страшно было по-настоящему.

Слушала в исполнении Григория Переля, Максима Суханова и Насти Шумилкиной. Отлично.

О чём?

Это сборник повестей или больших рассказов. Вроде бы разрозненные истории, лишь некоторым боком соприкасающиеся друг с другом: второстепенными героями, местом действия или временем. Последняя повесть "Некросеть" подошла бы для экранизации в сериале "Чёрное зеркало". Предпоследняя "Афганец" – как дополнительные материалы к "Последнему лету". И она тоже довольно страшная.

Но две первые – из жизни москвичей "Хозяйская комната" и подмосковичей "Ударник социалистического труда" , как по мне, самые жуткие. Особенно первая – про нехорошую квартиру.

Что хорошо

Безумно хороша тема – близкого и конкретного зла. Она и в "Лете" вполне себе в полный голос звучала, а тут прямо во всех проявлениях себя показала – выпукло, выразительно. И знаете, что интересно? Может, Андрей и не хотел закладывать этот смысл, но зло ловит не всех подряд, а богатеньких, успешных – тех, кому деньги без труда достаются. В эту категорию и бандиты прекрасно вписываются, и олигархи, и обслуживающие их, близкие к кормушке дельцы.

И особенно ярко это показано на примере стариков-канибалов. Образ дед Феди, надевающего свою стальную челюсть – надоедливого и ворчливого старикашки, в чём-то даже противного – безумно хорош и выразителен в своей праведной мстительности. Кем бы ты ни был, ты должен трудиться на совесть. Даже если ты трудишься на свиноферме. А всем остальным – страшная смерть! И никаких гуманистических соплей в сахаре.

Но и по ЗОЖникам Андрей интересно проехался, и по браткам 90-х, и по айтишникам с их любовными играми с ИИ. Ася любит Ваню, и всё бы хорошо, если бы Ваня был простым кодером или ещё каким-нибудь человеком. Но Ваня другой...

Как я уже говорила, самая страшная – повесть о московской квартире, в чулане которой спрятан ад. Там не только атмосфера ужасает, там и главный герой потрясающе, чудовищно страшен в своей обыденности: он совершенно не понимает, что творит зло, что убивает людей, и даже если они плохие и никчемные (смотри "Преступление и наказание"), никто не имеет права распоряжаться чужими жизнями. В отличие от всем известного Родиона, герой Подшибякина искренне считает себя хорошим и заслуживающим спасения. Ни одной минуточки он не сомневается в том, что достоин лучшего.

Всего пять повестей, а буквально все сферы современной жизни плотненько так в них улеглись.

Что не так

Очень напрягало, когда в очередной раз у главного героя "сердце пропустило удар". Ну жуткий же штамп. Ну один раз, ну ладно. Но когда почти в каждой повести оно вот так, то уже даже не смешно. И на авторский приём как-то не тянет. Уж очень банально. И обидно. Потому что пишет Подшибякин хорошо, ловко. Кинематографично.

Не во всех рассказах, но в принципе в книге очень много мата. Имейте в виду.

Итог

Если любите жанр, не пропустите! Книга читается одним махом. Язык хороший, сюжеты увлекательные, герои интересные, живые (но это не точно, как шутили пару лет назад). В общем, советую.

А на ТГ-канале @BiblioJulia22 запустила розыгрыш книги совместно с издательством РЕШ. Не пропустите! Можете выиграть бесплатный экземпляр. Пришлю в любое место по России.

Источник