Больше рецензий
15 мая 2025 г. 17:32
321
4.5 Так можно ли воспитать гения?
РецензияДумаю, весьма опрометчивым и недальновидным к тому же шагом с моей стороны было начинать чтение книги Стивена Пинкера почти сразу же после знакомства с фундаментальным трудом американского профессора Роберта Сапольски "Все решено: Жизнь без свободы воли". И я сейчас вовсе не о качестве научного знания и материала, изложенного в книге Пинкера. Просто Сапольски - популяризатор, как говорится, от Бога: ему точно нет равных в том, как сделать самую сложную информацию понятной и доступной для восприятия широких масс - читателей вроде меня, не связавших свою жизнь с научным изучением биологии, эволюционной психологии, нейробиологии, когнитивистики. А вот у Пинкера этого таланта все же чуть меньше (а потому минус полбалла в итоговой оценке книги): да, он рассказывает интересно (а кроме того, если я выбираю эту книгу для чтения, значит, тема мне априори интересна), приводит не менее любопытные факты и результаты научных исследований, проводит занятные аналогии из разных сфер, но все же нацелен, как мне показалось, на более опытного читателя.
Данная книга причем словно продолжает учение Сапольски, иногда даже спорит с ним, иногда - подтверждает. Сапольски, напомню, говорит в своем труде о том, что не бывает абсолютно свободного поведения, не существует в принципе такого понятия, как "свобода воли", потому что человек - это продукт генов и среды. И каждый наш поступок заранее предопределен - наследственностью и влиянием среды.
Пинкер же в своей книге спорит с теми, кто утверждает, будто бы все дети рождаются равными и при желании родители могут вылепить из них что угодно. Рождается ребенок - "чистый лист", - и мы можем воспитать его величайшим спортсменом или ученым, сделать очень умным или добрым...
Кто читал Сапольски, наверное, сразу же почувствовали бредовость подобной оспариваемой автором идеи, ну а он решил посвятить ей всю книгу, подробно рассмотрев эмпирическую теорию чистого листа со всех сторон, чтобы, как говорится, уж точно закрыть тему и избавить последних сомневающихся от их заблуждений.
Если с Сапольски, не скрою, мне изначально даже хотелось чуть поспорить, то в отношении Пинкера подобного желания не возникало: никогда не считала родившихся детей "чистыми листами" и никогда не уверовала в 100 % силу воспитания, прекрасно понимая, что не все от него зависит - даже в одной семье, с абсолютно идентичным воспитанием могут вырасти абсолютно разные по характеру дети, отличающиеся по интеллекту, личностным внутренним качествам, с разными способностями к спорту, науке, искусству и проч.
Но вместе с тем, даже не пытаясь спорить с автором, мне было чертовски интересно читать "Чистый лист", внимательно наблюдая за приводимыми Пинкером аргументами, - вот это действительно настоящее искусство.
В разрезе изучаемого главного вопроса автор касался совершенно разных тем, порою вроде бы не связанных с главной темой, но, как оказалось, не связанных только на первый и беглый взгляд.
Вместе с Пинкером было любопытно проследить и эволюцию самой науки о человеческом поведении - не зря же у книги такое заглавие. При чтении реально была восхищена отвагой тех ученых, которые посмели пойти против довлеющего в науке мнения. И закономерно подвергались затем жесточайшему остракизму: общество, как известно, не терпит инакомыслия. Ученых умудрялись обвинить едва ли не во всех смертных грехах, вплоть до оправдания насилия, дискриминации, изнасилований. В подтасовке фактов и даже намеренном заражении племен корью, за которыми наблюдали кое-кто из антропологов. Их книги не изымались, нет, но на них ставилось негласное клеймо антинаучности, их порицали почти всем научным сообществом. Да, за истину нынче не сжигают на кострах, но судьбе ученых точно не позавидуешь...
Их вина - если это, конечно, можно назвать виной! - заключалась в том, что они первыми посмели признать очевидное: люди не рождаются равными. Это в принципе невозможно! Начиная от внешнего вида: кто-то рождается более привлекательным и получает больший запас социального одобрения (что бы там ни говорили моралисты, нам всем все равно больше нравятся красивые люди, им мы готовы простить куда большее. чем прочим), кто-то более гибок от природы и отличается высоким ростом. И заканчивая внутренними качествами: у нас всех разные интеллектуальные способности (и это наследуемая черта), разные личностные характеристики (экстраверсия-интроверсия и др.) - и все это тоже наследуется.
Таким образом, каким вырастет вот этот новорожденный человечек, зависит не только от усердия воспитывающих его матери и отца. Будь они хоть сколько замечательными и упорными в плане воспитания и исполнения собственного родительского долга, невозможно создать из человека то, что в нем не заложено от природы. Здесь важно сочетание наследственности, среды и случайного фактора (ведь даже идентичные близнецы в одной семье вырастают разными).
Вот за эту простую, логичную и во многом обоснованную мысль многие ученые в итоге поплатились карьерой и авторитетом в научной среде. Почему-то многие из их оппонентов негласно решили, что противники теории чистого листа якобы призывают к дискриминации и оправдывают насилие. А ученые всего лишь хотели донести до масс истину: мы - это не только продукт воспитания, как это ни горько признавать тем, у кого есть дети.
Я ведь реально не подозревала о существовании подобных споров. Да, я могла, конечно, предположить о существовании соперничества в научном мире: кто быстрее докажет тут или иную теорему, откроет новый закон или химическое вещество, но чтобы преследовать человека за его научные и, главное, аргументированные взгляды? Нет, мне это казалось пережитком из далеких времен, но это реалии наших дней!
Да, Пинкер и иже с ними часто касаются провокационных тем, приводят сенсационные, по меркам общества, идеи, но сторонники науки об истинной природе человека никогда не позволяют себе голословных заключений.
Особо интересными мне показались главы о культуре, насилии, искусстве, гендерном неравенстве.
Так, к примеру, говоря о насилии, Пинкер вспоминает интересное противостояние идей Руссо и Гоббса (кстати, об этом очень интересно рассказывал в своей книге Рэнгем "Парадокс добродетели"): мол, изначально человек порочное существо и общество его сдерживает, или, наоборот, мы ангелочки, а общество нас портит. Так вот, по мысли Пинкера, прав Гоббс: мы изначально жестокие звери, склонные к насилию, а вовсе не общество виновато в криминальной обстановке. Просто мы, люди, так устроены. И вот он делает интересное замечание, переворачивая все с ног на голову. Мол, мы постоянно что-то там анализируем, почему увеличивается преступность и прочее, надо вообще по-другому вопрос ставить: как мы, существа заточенные на насилие, умудряемся по большей части сдерживать свои порывы кого-нибудь убить...
Про мораль интересные у него заключения. Типа мы прикидываемся такими добренькими, но доброта тоже имеет свои пределы и распространяется обычно на свои, а не на чужих, отсюда - несовершенство нравственного чувства: мы далеко не всегда бываем объективны (вот об этом, кстати, Сапольски тоже говорил).
Про моральную ответственность поднимаются вопросы. Сапольски более категоричен в этом вопросе (не должно быть никакой ответственности). Пинкер - менее (все-таки ответственность должна быть).
Было интересно и полезно читать и сравнивать между собой мнения двух величайших светил в области эволюционной психологии. Вообще, сама наука очень любопытной оказалась. Интересно именно в связи с темой детерминированности: ничего ниоткуда просто так не берется, все имеет свою причину и чаще всего это устройство мозга, гены, количество нейромедиаторов (гормонов), количество и состав нейронных связей. И ощущение при чтении, что любое поведение можно даже примерно предсказать. Или хотя бы не удивляться чьему-либо поведению или поступку, зная набор исходных данных.
Вообще говоря, читать подобные издания не только познавательно, но и в самом деле полезно - хотя б с точки зрения того же саморазвития. Вредно и опасно уповать на одну лишь силу воли вкупе с упорством, мол, если поднапрячься как следует, то горы свернешь и станешь кем хочешь. Не станешь... Тот же Сапольски печально замечает уже вначале свей замечательной книги: у всех нас разные способности при старте, и это надо просто принять.
Так что полезны подобные книги и для родителей, которые желают лучшего для своих детей, и для всех прочих, кого заботит тема самосовершенствования: у всего есть свои пределы и ограничения. И это не хорошо, и не плохо: просто вот так мы устроены. Да, нам не повезло вот с этим и тем (например, способностей к языкам меньше, чем у других), но зато повезло, допустим, с музыкальными способностями. И вот это можно и нужно развивать, а не сетовать по поводу того, чего нет. Не следует и критически относиться к другим людям, непохожим на нас: у них была, возможно, иная среда воспитания и изначально другой набор генов. Не нужно везде искать следы заговора и дискриминации (о, спорам с феминистками автор посвящает целую главу). Да, мы не равны, но это вовсе не повод относиться к окружающим неуважительно.
И самое-то смешное, замечает, что наступившее абсолютное равенство всех и каждого на планете нас бы тоже вряд ли устроило, приводя в пример один из фантастических рассказов американского классика Курта Воннегута. Я сам рассказ еще не читала, но Стивен Пинкер очень здорово о нем рассказывает. Так вот, представьте себе общество абсолютно равных по внешности, интеллекту и способностям людей. Представили? Нет, вы точно себе это не до конца представили! Вот, к примеру, все точно должны быть равны по внешности, усредненные, так сказать. И что, рождается вдруг очень красивый ребенок, вот идеальный во всем, а общество, напомню, усредненное. Что нужно сделать, чтобы он стал не таким красивым и не выделялся из массы подобных?.. Очень легко попортить другому внешность. Аналогично и с интеллектом. Все же равны! А ты куда, такой умный?..
Так что равенство - это не панацея счастья! И жить в обществе одинаковых, усредненных, равных - то еще удовольствие...
В самом деле полезная книга, заставляющая и учащая мыслить самостоятельно, не опираясь на чужие стереотипы и авторитеты, книга, наталкивающая на неожиданные инсайты. Да, читается сложновато, факт. Читала больше недели, но это того стоило. Поклонникам подобных изданий, желающих загрузить в мозг важную и нужную информацию, точно рекомендую)
P.S. Возвращаясь к заголовку моей рецензии... Нет, гения, конечно, воспитать вы не сможете) Гением можно только родиться.
Быть человеком — значит существовать в драматическом положении сознательно ожидающего смерти сладострастного животного. Ни одно другое земное создание не страдает от такого умения мыслить, от такой многогранности предвиденных, но упущенных возможностей, от такой удручающей способности оспаривать требования рода и природы.
Еще больше интересного контента - в моем ТГ-канале. Присоединяйтесь и подписывайтесь)
Комментарии
Оруэлл так писал.
Не знаю, как можно заблуждаться в полном равенстве, если люди рождаются с разным набором генов. У каждого человека разные исходные данные.
В том-то и дело... А как выяснилось из данной книги, даже не все ученые это понимают...
Да… Тяжело иметь мнение, отличное от большинства. Еще тяжелее, если пытаешься донести правду до тех, кто не хочет слушать.
Это точно...