Больше рецензий

18 мая 2025 г. 18:01

36

4.5

Сначала думал, что это скорее триллер, чем детектив, но это прошло. Нет, ну сами посудите: горная долина, которая, как это часто бывает, представляет собой замкнутый микрокосм и, как бывает чуть реже, скрывает свои мрачные тайны; неподалеку расположена закрытая лечебница для душевнобольных преступников и тех, кто смог убедить суд в своей душевной болезни, среди которых выразительно выделяется самый опасный и самый умный хищник; жестокое убийство, которое сразу заставляет вспомнить, что Миньер тоже француз, как и Гранже. Добавим сюда горы, многоснежный декабрь и получим добротный мрачный антураж.

Вслед за первым странным преступлением добавляется второе (не буду говорить, будут ли добавляться третье, четвертое и так далее). На первый взгляд, ничего общего в этих убийствах вроде бы и нет, но почему прокурорский чиновник так упорно отметает версию, ведущую в тот самый институт (так официально именуется та самая лечебница). Загадок автор рассыпает немало, и тем приятнее будет найти между ними связь. Вот от стройности этой связи во многом и зависит логическая завершенность и продуманность, которые отличают хорошее произведение данного жанра от плохого. А здесь виднеется перспектива добротного представителя жанра. В общем, начало весьма интригующее.

Главный герой. На его фигуре хочется остановиться чуть подробнее. Майор полиции Тулузы. Человек с жуткой травмой детства (внимание на ней сильно не заостряется, но это же цикл, так что может дальше будет), погруженный в работу профессионал, который переживает за свое дело. Разведен, имеет дочь-подростка, которая живет с матерью, и за которую он переживает едва ли не сильнее, чем за работу. Латинскими цитатами стреляет чаще и точнее, чем из табельного оружия. Спортом интересуется гораздо меньше, чем античной литературой. Из музыки слушает практически исключительно Густава Малера. Боится высоты, скорости и своих чувств к беременной жене своего же заместителя. В меру гениален, в рукопашном бою особых достижений не имеет. Да, не Марти Сью, за что автору спасибо. Порой казалось, что эта вот вся неидеальность главного героя какая-то слишком уж нарочитая. Хотя, почему порой? И сейчас кажется.

Не буду останавливаться на всех героях, но скажу несколько слов о Диане Берг. Молодой психолог из Швейцарии. Приезжает работать в тот самый Институт Варнье, где ей так не терпится поработать с заключенными/пациентами из числа особо опасных. Помимо холодной декабрьской погоды сталкивается с холодным приемом со стороны главного врача. Уверена, что он что-то скрывает. Ей не нравятся его методы лечения. Да и вообще в институте что-то странное происходит. Надо бы включить режим Нэнси Дрю и во всем разобраться. В принципе, сюжетная линия Дианы Берг вполне годится на роль важной параллельной линии, но автор маловато времени ей уделяет, да и не доводит до конца, как мне показалось, некоторые отростки этой сюжетной ветви, в результате чего она чахнет и оставляет незакрытыми некоторые вопросы.

Вообще же такая вот незавершенность – едва ли не главный грех этого романа. Наряду с некоторыми странными допущениями, которые проясняются ближе к концу книги. Я, как читатель, хотел бы получить ответы, на некоторые загадки, но автор о них просто забывает. Негоже так поступать.

Еще хотелось бы отметить, что. на мой взгляд, Бернар Миньер изначально задумывал цикл произведений, а потому попутно, помимо развития сюжета, выстраивал фигуры на поле, которые будут переходить из романа в роман, а не останутся погребенными лавиной во Французских Пиренеях первого тома. Не скажу, что это существенный минус, но как будто призывает продолжать цикл, закрыв последние страницы «Льда». Признаюсь, что читать «Лед» я взялся из-за того, что у меня давно уже лежит бумажная книга «Круг», а начинать чтение со второго романа цикла не хотелось. Собственно, второй роман я уже начал читать, но не уверен, что в ближайшее время возьмусь за третий, потому что концовка все же вышла смазанной и оставила осадок. К тому же сильных сюжетных твистов в духе все того же Гранже или Тилье здесь не наблюдается. К слову, самый неожиданный поворот происходит в самом финале и имеет отношение не столько к роману, сколько именно к циклу, что в очередной раз убедило меня в правильности сделанных ранее выводов.

Ну и оставлю здесь несколько вопросов, которые не стоит читать тем, кто собирается читать этот роман.

спойлер
Кто пытался задушить Серваса? Почему он так легко поверил Сен-Сиру? Что скрывали Конфьян и Ксавье? Зачем вообще эта идиотская сцена с перестрелкой в доме Ломбара? Почему бы тому же Ломбару не нанять профессионалов, которые все сделали бы за него?
свернуть