Больше рецензий

dararadost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2015 г. 08:57

581

4

Все-таки проза француженок - это нечто совершенно своеобразное. Если вы попытаетесь проанализировать их творчество, скорее всего останетесь разочарованы. Насколько мне позволяет судить мой небогатый опыт, пищи для ума там не много. Но если выбрать другой подход - не понимать, а воспринимать, то вскоре вы заметите, что француженки непревзойденно умеют создавать атмосферу легкости, беззаботности и радужности. Их персонажи, конечно, сталкиваются с трудностями, однако им всегда удается проскользнуть сквозь возникающие проблемы. Ноэль Шатле и три ее романа - не исключение.
Главных героинь историй, составляющих сборник, связывает не только то, что, благодаря сущей случайности, им удалось повлиять на судьбы друг друга. Их объединяет доведенная до виртуозности любовь к себе. Сама идея, активно продвигаемая глянцевыми журналами, давно стала банальной. Тем не менее, в данном случае она принимает особенную интерпретацию. Со страниц книги слышится настоящая ода принятия себя такой, какая ты есть, выстраивания отношений с внешним миром исходя исключительно из своих потребностей и желаний, опустошения до дна всех предложенных наслаждений. Мне такой подход к построению личной гармонии не близок, слишком уж он ограничен одним единственным объектом. Но для трех француженок разных возрастов это становится искусством, которому они предаются с полной отдачей.

"Дама в синем" - самый первый и самый странный из романов. В нем практически ничего не происходит. Не старая еще женщина Соланж планомерно превращает свою жизнь в существование среднестатистической пенсионерки. Замедляет ритм, исключает любые эмоции, кроме ровного наслаждения элементарными радостями - дремота в шезлонге в тени деревьев, теплый супчик из протертых овощей. То, как она это делает, производит впечатление. Думаю, не многие способны до такой степени сконцентрироваться на себе.
Второй роман уже более сюжетный и, одновременно, гораздо более стандартный. Историю о том, как в старости идущая по накатанной жизнь может круто измениться, заиграть новыми красками, наградить неожиданным романтическим приключением, мы не раз уже слышали. Впрочем, бабушка Марта вызывает только теплые чувства, в отличии от Соланж не зацикливается на собственной персоне, и читать про нее пусть не столь занятно, зато куда более приятно.
Наконец, история о девочке и подсолнухах показалась мне чересчур противоречивой. С одной стороны, здесь я встретила изумительные описания жизни в деревне, прониклась восторгом ребенка от чудес природы, которые он открывает для себя впервые. Все было бы прекрасно, если бы шестилетняя Матильда не начала вести себя как пятнадцатилетний подросток. Невозможно поверить, что дети дошкольного возраста вдруг на полном серьезе испытывают друг к другу сексуальное влечение. Не играют в романтику, а именно переживают ее на самом деле. Может я чего-то не знаю о детской психологии?

В целом, книга совсем не "моя", но как возможность погружения в мировоззрение людей, кардинально от меня отличающихся, было любопытно.