Больше рецензий
23 октября 2015 г. 16:27
565
3.5
РецензияДетектив времен Второй мировой, где действие происходит на судне, пересекающем Атлантический океан. Судно перевозит какой-то секретный груз, несколько пассажиров взяты на борт капитаном в виде исключения. На корабле устанавливается гнетущая атмосфера страха и напряжения. Режим светомаскировки обязателен, корабль темен и безмолвен, вокруг рыщут вражеские подлодки, на пассажиров первым делом одевают спасательные жилеты и проводят репетицию эвакуации при попадании торпеды. Но в кают-компании все равно играет оркестр, дамы переодеваются к ужину и те пассажиры, кто не сражен морской болезнью, пытаются делать вид, что это обычный круиз.
Не успеют пассажиры освоиться на судне, как сексапильной блондинке, которая направляется в Англию за получением очередного развода, перережут горло. Интрига закрутится вокруг отпечатков пальцев, которые убийца словно напоказ оставил на теле убитой женщины. Когда их начнут сравнивать с отпечатками пальцев пассажиров и экипажа, совпадения не обнаружится. Капитан категорически отрицает, что на борту может быть заяц. Один из пассажиров до поры старается не привлекать к себе внимания, но происшествие нарушает его инкогнито. Им оказывается сэр Генри Мерривейл, важный чин то ли Форрин-офиса, то ли МИ-6, и, похоже, сквозной персонаж многих детективов Карра. Ему приходится начать расследование, но тут еще один пассажир расстается с жизнью, упав за борт, причем очевидец утверждает, что того застрелили и скинули в воду. Сюжет закручен вполне увлекательно, загадка в наличии, и кто преступник, я не догадалась. Но…
Конечно, необходимо учитывать, что детектив написан в 40-х годах прошлого столетия и за прошедшее время этот жанр сильно изменился, немало вобрав в себя из других жанров, обогатившись большей художественностью и психологичностью. Мне не хватило более четкой и яркой прорисовки образов пассажиров, я их все время путала. И я очень не люблю в таких романах не оправданных сюжетом жертв, таких, как бедный помощник интенданта. Попытка добавить юмора в образ сэра Мерривейла тоже, на мой взгляд, не получилась, но тут мне, возможно, не хватило знакомства со всем циклом, да и время действия к нему мало располагало. В результате имеем, на мой взгляд, крепкий классический детектив, в котором, как в хорошем конструкторе, собраны все необходимые детали для построения образца жанра. Но и только.
В комментариях спойлеры
Книжное путешествие. Тур 8.
Ветка комментариев
Наверное невежливо вливаться в обсуждение с несогласия, но мне наоборот понравилось что это именно детектив в котором загадка-головоломка ставится во главу угла. Ибо с художественностью и психологичностью пишут многие писатели, а вот хорошие головоломки придумывают еденицы.
Ну, у нас все мнения равноправны :)) Я помню, Вы писали, что Вас как раз привлекает манера написания детективов того времени - минимум "соплей" и интересная загадка-головоломка. Но ведь одно другому не мешает. У лучших образцов жанра того времени автор может одним-двумя штрихами подчеркнуть характер и внешность героя и все, мы видим перед собой живого человека. А.Маклин, например. А здесь мастер позволил себе небрежность, "недотянул" персонажей. А детективная интрига как раз всем понравилась.
У Найо Марш хорошо с загадками. Правда там почти всегда понятно "кто", порой даже раньше чем само убийство происходит, но зато интересно узнавать о способе преступления.
Но проблема с
в этой книге мешает самому определить преступника. Ведь автор в конце может кого угодно подставить, поэтому важно чтобы продумано все было. Ведь это и главное в детективе.
В хорошем детективе всегда есть зацепки наводящие на преступника, например у Эллери Квина с этим полный порядок, а в слабом автор не тратит на это время, пытаясь удивить читателя каким-нибудь "роялем в кустах"...
у Эллери я даже что-то читала, приятно было голову поломать к чему подсказки))
У Карра обычно все хорошо с подсказками и намеками, только здесь почему-то притянуто за уши все получилось(( Правда трюки у него всегда необычные)
Маш, википедия любезно сообщила, что в 1940 году Карр кроме этого, написал еще два других романа, кто знает, может время поджимало, отсюда и недоработки.. Впрочем это ли не повод прочитать еще что-нибудь у него, для сравнения...
Два других - это "Человек без страха" и "А потом убийство!"?
Хорошая идея))
Они самые! :-) Причем в одном обещают убийство в павильоне киностудии, а в другом вообще в "Доме с привидениями". Так и вижу подборку "Преступления в странных местах" :-)
Супер идея!
По-моему это мужской и женский взгляд на вещи, вернее на детективы, нам даже в самом кровавом важны детали, атмосфера, чтобы сыщик обязательно был неотразимым и обаятельным ...а мужчинам нужен здравый смысл и логика... все, кидайте в меня тапки :-)
Наташ, здесь-то как раз получилось, что в детективной линии логика хромает. И отсутствие обаятельного сыщика дело не меняет...
Маш, смотри, логика хромает, персонажи толком не раскрыты, сыщик вобще никакой...но ведь читать то было приятно и интересно, как уже заметила tangata в начале обсуждения... На чем тогда выехали, только на атмосфере?
Для меня - да. На атмосфере, пожалуй. На предчувствиях, которые не оправдались. :) Ведь это уже только к финалу выяснилось.
Детективная интрига нравилась практически до самого конца. Вот когда стали всем сестрам по серьгам - возникли вопросы. Вэлери, отпечатки и т.д.
При чтении я прощаю автору все, но только до финала. Этим объясняется то, что читать было приятно.
Получается на атмосфере и на названии пожалуй. Мне было очень интересно как же смерть делает десять, если человек всего было 9 (кстати до сих пор любопытно)))
А еще после смерти француза возникло ощущение безысходности из серии "Десять негритят", думала начнутся массовые убийства...
Кстати, уже и забыла. Почему же десять? :) И атмосфера сперва была вполне негритятовская.
Десятый пассажир - смерть, такой вот черный юмор...
Кстати, как думаете, можно ли не разобрать, что француз и худосочный аристократ одно и тоже лицо? Думаю маловероятно...
В детективах того времени фокусы с переодеванием встречались довольно часто. (Хотя так вот сразу, наверное, не смогу ничего назвать). Француз появлялся на люди только в головном уборе, который заметно изменял внешность. Кстати, меня как-то в автобусе сосед не узнал - я был в шапке. Так что считаю трюк с переодеванием не таким уж невероятным.
Ну если второй в форме, освещение тусклое и особо не приглядываться, думаю можно.
Вот если пытливым взором - то наверняка что-то знакомое проскочит, в манере, взгляде.
ИМХО, сыщик намного колоритнее, чем у той же Марш.
Для подтверждения я бы рекомендовал почитать и другие романы про ГМ (если есть желание, конечно). Обычно даже самое первое его появление на сцене, как правило, знаменуется каким-нибудь смачным приколом. В этом плане "9 + смерть", пожалуй, является неким исключением.
Впрочем, я понимаю, что не всем нравится Карр, но его конек - это головоломки с "невозможными преступлениями", в которых невероятные на первый взгляд трюки объясняются абсолютно реально.
желание конечно же имеется! А с какого романа с ГМ лучше начать, вернее продолжить знакомство?
С любого.
Всё равно, судя по обсуждению, мои вкусы ни с кем не совпадают. :)
ну...если бы у всех был одинаковый вкус, было бы скучно.. к тому-же "9+1" ведь читали именно с Вашей подачи, за что благодарность :-) Тогда начнем с А потом - убийство! , обещают убийство в кинопавильоне и все того-же ГМ
а как же Хэллоуинская тема?
Маш, неточно выразилась, Карр-а когда-нибудь читать будем, а детектив из Хэллоуинской подборки как и планировали, уже в следующем месяце :-)
А что именно из Хэллоуинской подборки?
это еще выбрать нужно...может уже потихоньку начнем голосовать в подборке?