Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2016 г. 09:49

754

5

За что я люблю испанскую литературу, так это за новаторство. Камило Хосе Села, Нобелевский лауреат 1989 года, предстал передо мной гением в плане сюжетного построения романа. Начав читать самое известное его произведение «Улей», попавшее под цензуру тоталитарного испанского государства и напечатанное в Аргентине с последующей популярностью, разросшейся в геометрической прогрессии, я испытала чувство под названием «что это?». Дело в том, что в этом романе с ю ж е т а попросту н е т.

1942 год, Испания, Мадрид, на переднем плане 160 персонажей, в качестве декораций — город, а именно: кафе, бар, улицы, публичные дома, комнаты, ставшие публичными домами, просто комнаты с картонными перегородками, антикварная лавка, типография, магазин молочных продуктов и так далее. И все эти персонажи-люди — живут, разговаривают, пьют, болтаются по улицам, снимают проституток, влюбляются, одалживают деньги, теряют деньги, обманывают, воруют, курят, умирают. Вот и всё — больше о романе и нечего говорить.

Так что если вы хотите погрузиться в один день и одну ночь испанского общества на закате войны, то добро пожаловать. Конечно, вы увидите множество нищеты, обмана, страха, боли, бессмысленного существования. А что вы хотели от критики тоталитаризма?

На самом деле роман гениален. Поначалу ты ничего не понимаешь, пытаешь сопоставить героев друг с другом (это невозможно!), перелистываешь страницы и пытаешься найти похожие моменты (найти тоже невозможно), читаешь дальше, пытаясь запомнить имена и дальние родственные и дружеские связи 160 жителей Мадрида (и это невозможно), в итоге плюёшь и просто читаешь, наслаждаясь текстом и тем, как умело автор жонглирует переплетением людских жизней.

Роман состоит из небольших эпизодов. Можно встретиться часть диалога от одного лица, а через сто страниц этот же самый диалог повторится от лица другого персонажа (гениально!), дальние родственные связи, случайные встречи на улице, деньги, кочующие от руке к руке, слухи и сплетни — от уха к уху... Не пытайтесь запомнить имена. Хотя тому, кто прочитает и составит карту этого улья, я готова отвесить поклон и даже вручить приз.

Если вам интересно переплетение судеб — читайте. Если вам интересно, как жили люди в Испании в 1942 году — читайте. Если вы хотите увидеть нашу жизнь с высоты птичьего полёта — читайте.

Автор, сумевший почувствовать себя в роли Бога, который видит, как и чем мы все друг с другом связаны, заслуживает моего восхищения. Я не представляю, как можно написать этот бессюжетный роман так, чтобы в самом отсутствии сюжет и крылся сам сюжет. Потому что всё логично выстроено от первого и до последнего слова, и все кусочки улья идут друг за другом именно в той последовательности, как оно и должно быть, хотя, если переставить их, возможно ничего не изменится.

«Улей» - это новаторский роман с чутким описанием психологизма нашей жизни. Безусловно, я отношу Камило Хосе Селу к любимым авторам и понимаю, что это далеко не последняя встреча, ведь именно у таких писателей я готова и хочу учиться литературному мастерству, потому что такие произведения пробирают до мурашек и осознания всей целостности жизни вообще, жизни не в «я» и не в восприятии этого «я», а жизни в том понимании, какая она есть, жизни общества, как единого организма, жизни бесчисленных человеческих связей. Браво!