Больше рецензий
12 июня 2010 г. 02:08
536
3
РецензияКнига впервые опубликована либо в тридцать пятом, либо в пятьдесят девятом году (автор написал две совершенно разные книги с практически идентичными названиями). На книге стоит британское, а не советское имя.
Следствия у этого такие:
Для начала, меня смущают некоторые атрибуции. Они, как говорит сам автор, тогда были ещё недостаточно точны. Сейчас, я уверен, с атрибуциями ясности гораздо больше. Но это мелочь.
Важнее то, что человек жил по ту сторону занавеса. Говоря об армянской архитектуре, он подробней всего описывает церковь – никто не спорит, выдающуюся, – но церковь, которая теперь в Турции. Армянским, в географическом смысле, церквям достаётся гораздо меньше строк. Так во всём.
Самое важное для меня наблюдение: Дэвид Тальбот Райс был, кроме того, разумеется, что специалистом по искусству Византии и Ислама, другом Ивлина Во и мужем русской эмигрантки –она тоже была историком Византийского искусства – так вот, ещё он скорее всего был – точно не знаю, так ли это, но подозрения мои сильны – большим почитателем декоративно-прикладного искусства. Очень большим. Его ТАК много в книге, что даже не знаю, что и думать. С одной стороны, я многое узнал о тканях, эмалях, бронзе. И это очень важно, учитывая, как долго, буквально тысячелетие, в бронзе жили художественные приёмы античности и каким сильным сасанидским влияниям были подвержены византийские ткани. С другой, обо всём остальном будет не лишним почитать где-то ещё. Для меня здесь слишком мало об архитектуре и иконах.
Ну и наконец, меня убивают некоторые его эмоциональные оценки. Манеру второй половины четырнадцатого века наносить пробелы почти параллельными линиями он как менее гуманистичную ставит ниже, чем манеру начала века пробелы обозначать экспрессивными мазками, почти пятнами. Лиризм, округлость и «гуманизм» – хорошо. Сухость, формальность – плохо. Жанровые сценки и интерес к бытовым деталям – синоним высокого качества. Наивные сюжеты, локальные цвета, деформация пропорций – синоним низкого. Как будто острая духовность и красота может раскрываться только через мимесис. Или большеголовые фигурки не могут составлять ритмически безупречную композицию?
Комментарии
Книга стоит в списке литературы для обязательного изучения одного из лучших исследователей Византии на данный момент - О.Е. Этингоф. Я доверяю ее мнению и считаю, что исследователь должен сначала поработать с историографией и узнать, что было изучено до него, чтобы 1) знать мнения коллег 2) не изобретать велосипеда 3) задаваться как раз теми вопросами, которыми Вы задаетесь и искать не них ответ.