Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

28 апреля 2016 г. 12:04

595

4.5

В нашей стране эта компания известна лишь в исторической перспективе. Да и то, многие уверены, что они ответственны только за изобретение Марио и ничем больше. Во времена, когда Nintendo откровенно рулила железной рукой всем видеоигровым рынком Америки и Японии, у нас вовсю пытались завершить строительство социализма. Железный занавес еще только начинал ржаветь и появиться эти игровые приставки у нас могли только в единичных экземплярах. Ну, а потом, уже настало время более дешевых китайских подделок, типа Денди и прочих безымянных консолей. Поэтому нам сложно понять весь пиетет, с которым американцы и японцы относятся к этой компании. А ведь стоит прочитать эту книгу, чтобы понять, насколько успешной она была.

О чем же книга?


Появившись более ста лет назад в Японии, как небольшая семейная компания по производству игральных карт, к девяностым годам она превратилась в лидера… да нет, какого лидера. Они превратились в диктатора, который управлял американским рынком видеоигр. Они обогащали разработчиков и при этом держали их в ёжовых рукавицах. Они диктовали рынку свои условия, заставляя продавцов их продукции буквально вымаливать у них хотя бы десяток новых консолей. Их герой среди американских подростков стал более узнаваемым, чем Микки Маус. И эту книгу стоит прочитать хотя бы ради того, чтобы понять, как же им это удалось.

Да, она достаточно объемная, но читается очень легко. Главы пролетают буквально на одном дыхании. Автор предпочитает демонстрировать историю компании через истории людей, которые создавали её, или даже просто оказывали на нее небольшое влияние. Он рассказывает о Ямаути - требовательном, авторитарном и с отличной деловой интуицией. Он целиком посвятил себя работе и обладал странным подходом к управлению персонала – поощрял конкуренцию между ними, мог угрожать и даже шантажировать своих сотрудников. Минору Аракава – первый президент и основатель Nintendo of America, который прибыл в эту страну с женой (дочерью Ямаути) и, оказавшись в незнакомой стране, начал буквально с нуля строить всю эту империю. Начинал с аренды складов и найма людей с улицы. Или история Пажитнова и его игры «Тетрис», которая читается как неплохой шпионский роман, со всеми авторскими правами, хитростями в договорах и сложными взаимоотношениями компаний, готовых ради возможности выпустить потенциальный хит напрямую обращаться к главам государств.

И вот от историй этих людей и возникает эпическое полотно становления игровой индустрии. Да, именно всей индустрии. Хотим мы того или нет, а Нинтендо оказало колоссальное влияние на всю индустрию. Да что там говорить, они сами были индустрией. Мы, в России, конечно, пропустили этот этап капитально, но в ретроспективе он тоже выглядит неплохо. Почитать о том, как вели дела в эту эпоху, как справлялись со всеми сложностями на сложном пути. Как прорывались через ненависть американцев ко всему японскому, как боролись с конкурентами.

Да, не обошлось и без недостатков. Как подчеркивает сам Пажитнов в предисловии – автор специально упрощает какие-то детали и несколько смягчает акценты, в угоду размеренности и простоте повествования. Некоторые вещи здесь не слишком подробно расписаны, каким-то наоборот времени уделено больше чем хотелось. Ну и да, прыжки по временной линии слегка напрягают. Понятно, что чтобы проследить какую-то историю, нужно зачастую возвращаться назад, к её истокам. Но пытаться понять, про какое время сейчас рассказывает автор, если буквально пару абзацев назад он говорил про начало восьмидесятых, а в следующем абзаце уже упоминаются середину девяностых. Это да, сложновато для восприятия. Но, к счастью, подобное в книге встречается редко.

Отличное чтение, которое не только несет в себе чисто познавательную функцию, но и дает веру в то, что возможно все, при должном старании. Рекомендую эту книгу всем, кто любит видеоигры и их историю. Всем, кому нравится читать об успехах людей, и кому нравится узнавать о судьбах выдающихся людей.