Больше рецензий
10 августа 2016 г. 00:49
3K
5 Лучший роман - завещание об Америке
РецензияВедь человек - Великий мастер создавать для себя ад на земле.
В конце своей очень короткой жизни американский писатель Томас Вулф захотел написать свою эпитафию длиною в целый огромный 700 страничный роман, и дал ему говорящее название "Домой возврата нет". Слова, которые ещё в поезде ему сказал один судья соотечественник. Слова, которые преследуют нашего писателя всё кратно и не дают покоя его вечно мятежной душе на протяжении всей своей жизни. Он остаётся потерянным. Роман - завещание - эпитафия перед смертью. Вот что за труд - знакомый нам, но уже умирающий - призрак, который уже не найдёт незапертую дверь, как нам это жизнью было обещано в дебютном романе Томаса Вулфа "Взгляни на дом свой, ангел". Вот что на деле представляет вся эта книга.
Роман многоярусный и очень глубокий. Перед смертью автор уже ничего не боится, и у него столько времени, что он абсолютно всё когда-либо его окружающее вставляет в свой финальный роман. Это его биография, реальная история писателя, который смог написать далеко не только одну свою главную, а не только дебютную книгу. Вулф мастерски, живописно описывает всю эту Америку. Перспектива местности воистину впечатляет. Фолкнер знает клочок Юга - Йокнапатофу. Вулф знает всю Америку: от провинции, грубых стоунхенджей до небоскребов, аристократов, богатых и бедных- совершенно всё изнутри. Та Америка, которую Ильф и Петров нам показали Одноэтажной. Разноплановой.
Основные три темы романа - это весь жизненный путь писателя - его тяга к всепоглощающей любви человечества и просто-напросто к Славе. Философия жизни и самоопределение себя, что для писателя наиболее важно. Ибо до чего ещё он пишет все эти книги?! Но преодолев этот путь он может уже ставить себе и задавать совсем другие вопросы. И в этот момент он снова вспоминает эти роковые слова "Домой возврата нет".
Самая важная тема книги - переломный период жизни Америки. Как ловко и событийно она соединяется с темой нацизма и фашизма в Европе. Везде в мире синхронно происходит всё тоже самое. Не стареет весь этот чудовищный по натуре грешный человеческий мир. Ведь именно после поисков Славы прекрасной Медузы писатель вначале изучает неприглядные стороны жизни сурового, уже практически умирающего Бруклина, а в надежде найти родной дом - настоящий ад и все уничтожение человечества в Германии Гитлера. Сцена с Евреем отсылает нас к сцене в ещё дебютном романе, когда в частной школе, куда ещё в детстве попадает главный герой, издеваются над евреем. И ведь он в этой среде мимикрирует.
Я не буду выписывать отдельные цитаты и самые яркие отрывки режущего, как ножом по стеклу текста, читатель должен их в своё время прочитать сам, но весьма примечательным образом в книге встречаются абсолютно все разные позиции, и евреев, и американцев, немцев. Вся изнанка античеловеческого безумия в тексте. А кто прав, а кто виноват. Это уже каждый решает самостоятельно. Писатель лишь иллюстрирует всю эту жизнь. Трагедия в том, что ему нет места в этой вечной истории. Он остаётся потерянным. Мир уничтожает себя изнутри во всех своих направлениях. Нельзя вернуть прошлое, нельзя вернуть Родину, нельзя вернуть мир. Каждый соотечественник на страницах романа не может найти нигде на планете родного своему сердцу места. Герой Вулфа не относит себя к потерянному поколению. Он просто потерянный. И домой возврата, увы, уже нет. Цивилизация, увы, вымирает. Становится чужеродной всему человеческому.
Несмотря на очевидный предсмертный подтекст Вулф обещает что тот ад, который уже уничтожил Европу, Америку тоже сразил, но ещё есть огромные шансы на оптимистический выход. Оказался ли автор пророком?! - судить впервую очередь его соотечественникам. Что точно можно отметить, если роман "Взгляни на дом свой ангел" пропитан оптимизмом и Верой в светлое будущее, этот роман практически беспросветный. Но в этом и заключается философия и завещание Томаса Вулфа. И смысл Веры занимание ней непоследовательны место.
В романе Вас не ожидает какого-либо внятного, увлекательного сюжета. Это описание и летопись всей Америки, написанная настоящим, умным писателем, который в тексте нам объяснил и сформулировал разницу между интеллигентом и умным человеком в романе. Писатель относят себя исключительно только к последним. Книга очень по структуре напоминает ту же "Деревушку" Фолкнера, но больше относится к критическому реализму.
Очень хочется, особенно после прочтения книги пожурить свежий и недавно вышедший голливудский фильм "Гений". Финальный разрыв писателя и издателя выполнен режиссёром просто, как пошлое вырывание отдельной непонятной цитаты из всего контекста романа. Почему Вулф покинул его? Ответ на страницах романа.
А полное собрание сочинений Томаса Вулфа я уже заказал. Фолкнеру в ряду моих любимых американских авторов прийдется потесниться в том числе и на моих полках.
Кто постучится честью ради моды, того лишит чести время
Странная штука все эти обряды и клятвы,- думалось ей дальше. - точно и правда колдовство какое то. Они создают подобие жизни для людей, у которых никакой своей жизни нет.
Я верю во всё, что Вы говорите, но я с Вами не согласен.
Враг наш один: себялюбие и неизбежная его спутница - алчность.
И как удачно было в это же время читать эгоистическую философию экзистенциализма в "Падении" Камю. Очень интересно сравнить их финальные философии.
Человек никогда не бывает лицемером в своих удовольствиях.
Альбер Камю.