Больше рецензий

11 сентября 2016 г. 21:03

913

Чтение Деррида чем-то схоже с состоянием транса или медитации - если ухватить поток мысли, то он будет нести тебя вдоль всего текста, затягивая в себя и строя вокруг тебя особый метафоричный мир, схожий со сновидением, где все есть иллюзия, но бесконечно истинная в своей иллюзорности. Текст, как быстрая река, утащит тебя под воду с головой, но даже не нужно пытаться вынырнуть и поймать глоток воздуха. Только позволишь себе это - и все - весь выстроенный мир взрывается ошметками воздушного шара новых-старых философских понятий и понимание, которое, казалось, было так близко, ускользает вновь, а метафоры рассыпаются в прах. Возможно, именно этого Деррида и добивался, бесконечно смеясь (или насмехаясь) над читателем в своей принципиальной непознаваемости. А возможно, что читателю просто не хватает ума.

"Письмо и различие" может быть понято или даже прочитано только тем читателем, который уже знаком с философией Деррида, с его понятийным аппаратом и основными концептами, а также с работами тех философов, которых Деррида так любит анализировать и цитировать: Фуко, Левинаса, Хайдеггера, Фрейда, Батая и т.д. Иначе анализ Деррида феноменологии Гуссерля и Хайдеггера с точки зрения Левинаса окажется действительно непосильной ношей. Новичка же, думаю, стоит уберечь от этой, безусловно, важной, но сложной работы, иначе самым понятным текстом в ней окажется послесловие переводчика.