Больше рецензий
9 января 2017 г. 16:05
585
4
РецензияЗильке Шойерман читалась трёхчастно: сперва я оторопел от какого-то сенсибельно-авангардного повествования, думая о том, как мало надо, чтобы очаровать современного зарубежного эстета (главное - не писать, как классики, чтобы всё было понятно, не забывать, что мы не какие-нибудь там г-да ХXX, а люди, и вообще мир дан нам в ощущениях), с трудом пробираясь сквозь текст; затем возникло какое-то подобие сюжета, которое уже повлекло вперёд и дало почву под ноги, но всё равно, плохо тянуло на то, что бы я назвал "интеллектуальным бестселлером"; и когда я уже смирился с тем, что я не получаю острое удовольствие, а просто постигаю разнообразие современной прозы, как-то совсем нежданно-негаданно на последних страницах двадцати посыпались символы, которые давали ключи к пониманию написанного. Закрыв книгу, я тут же понял, что теперь она требует перечитывания, потому что сразу не так настроился на неё. Правда, обложка, искажённое название и напыщенные аннотации, разумеется, вошли в коалицию, чтобы навешать лапшу на уши, и судя по рецензиям, не только мне.
Попробую написать рецензию так, чтобы немного поправить дело.
Книга распластана на обилии деталей, жестов и ментальных моментов, которые даны нам в ощущениях героини, о которой читатель поначалу знает так мало, что ассоциировать себя с ней довольно сложно. (Кстати, одна из причин, почему я не ожидал наличия довольно хитрой символической структуры.) Потом потихоньку выясняется, что это, собственно, выигрышная манера изложения - ибо напиши нам, что одна сестра ревнует другую, и всё может получиться очень уж прямолинейно. Психологизм в книге присутствует - Инес, отказавшаяся от имени (профессионально) и предложившая свой, художественный, взгляд на мир, потеряна, и о её личном пути в экзистенциальный туман мы можем только догадываться. В этом отношении название повести весьма интересно: "Час между собакой и волком", захваченность между прошлым и будущим без имения настоящего: звучит страшненько, так же и нарисована.
Появляются другие, достаточно колоритные персонажи, потихоньку понимаешь, что автор хочет нам передать своё мнение о мирке, в который она нас ввела, причём достаточно исподволь, так, что можно и пропустить все вехи. В какой-то момент главная мысль, опять же, не то чтобы очень свежая и оригинальная, высказывается, хорошо подтверждённая оформлением ("Мы - система разных вращающихся планет, занятых каждая отношениями своего собственного внутреннего мира и движущихся по раздельным, не зависимым друг от друга орбитам."). Птицы, бьющиеся об стекло, старухи на рекламе и проч. оказываются не просто проходными элементами, а теми далиевскими костылями, на которых держится жидкое время повести.
Интересно получилось у Шойерман или нет, но вещь она написала достаточно не простую, и сразу стоит подходить к ней с должным вниманием - здесь имеет место быть и эмоциональная, и интеллектуальная расшифровка смысла. Книга с двойным дном, и, заглотанная в один присест, она грозит не раствориться в сознании, а остаться неудобоваримым комком.
Комментарии
Довольно своеобразноая книга. Верно подметили, что с двойным дном.
Да, и это уже интересно, независимо от того, нравится сама подача материала или нет. Воспринимается как интеллектуальный вызов: пойди-ка расшифруй глубинный смысл ^__^
Абсолютно с Вами согласен :)