Больше рецензий
1 февраля 2017 г. 21:37
763
3.5 Не у всех "своя рубашка ближе к телу".
РецензияХорватский писатель Миро Гарван создал свою версию популярного в искусстве мифа. Получилась робкая смесь грустной сказки о Красавице и Чудовище с щепоткой шекспировской трагедии о Ромео и Джульетте. Все таки трудно развернуться во всю ширь ограничив себя жесткими рамками известного сюжета. В центре внимания Юдифь – добродетельная вдова, ставшая жертвой своей красоты и благонравия. Наверняка, многие завидовали ее внешности и знатности. Замечая только благополучные дары ее жребия. Не задумываясь об оборотной стороне, принесшей ей несчастливый брак с ненавистным презираемым мужем. Сделавшей жертвой домашнего насилия. Давшей трехлетний отдых, только затем чтобы она в период покоя набралась сил для последнего испытания. Пройдя которое, она примет обет молчания, вынужденная скрывать то важное, что не уходит из памяти, что перевернуло всю ее жизнь, что позволило познать полноту жизни. За невыносимо короткие пять дней Юдифи удалось обрести себя и потерять. Найти свое счастье и разбить его своими руками.
По прошествии пяти лет после спасения родного города от войска Навуходоносора одинокая женщина с разбитым сердцем возьмется за дневник. В нем она запишет, что изначально была избрана за свою нравственную чистоту. Это было ясно всем уже в ее детстве. Другие дети не решались играть с нею, чувствуя зрелую душу в глазах маленькой девочки. Юдифь не мечтала о таком избрании, но не сделала ни единой попытки его избежать. Выполнила свое предназначение. Свой долг перед народом оплатила она ценой своего женского счастья. Ей не предоставили права выбора. Вызвали к отцам города и сообщили: «Деточка, ты должна пойти в лагерь врага, соблазнить его и убить. А иначе ассирийцы истребят весь избранный народ и уничтожат веру его. И виновата в этом будешь ты одна. На все про все у тебя пять дней.» Милые люди, неправда ли? Иногда кажется, что склонность людей облеченных властью принимать решения обусловлена амбициями, а не разумом и предается вместе с этой самой властью как вредоносный вирус. Наломают дров, пестуя свое эго, уверовав в свою избранность и неприкасаемость, а попав в безвыходную ситуацию, сразу начинают искать козла отпущения. И ведь всегда находят.
На момент встречи с полководцем вражеской армии Олоферном, Юдифь три года как вдова, бичующая себя за то, что не была нежна с мужем в ответ на его грубость. Ищущая утешение и покой в постах и молитвах. Отказывающая новым женихам, не верящая в то, что близость с мужчиной может приносить не только боль, но и наслаждение. Вдова. Звучит то как. Солидно, не так ли? А ведь девчонке всего 19 лет. И всю свою жизнь она покорно следовала установленным законам. А как иначе жить в городе где, чуть оступился человек, с готовностью и азартом забьют камнями? Обстановка к вольнодумию явно не располагала. В образе Олоферна тоже хватает драмы и обреченности. Две жертвы обстоятельств, слившиеся в экстазе на короткий миг.
Печальная вышла история, следующая библейскому сюжету во всем за исключением событий в шатре Олоферна. Знакомящая с некоторыми обычаями иудейского народа, но делающая это в виде инструкций: "Встань туда, возьми то, сделай так". Роман не столько о любви, сколько о долге. О выборе речь также не идет. Юдифь не разу не колебалась, не усомнилась в правильности навязанного ей выбора. Покорно подчинилась, лишив жизни любимого человека. Вместе с головой отсекла саму возможность счастья для себя, обрекла на заточение в храме. Позволила превратить себя из женщины в символ, необходимый для укрепления веры. Выросшая в одиночестве, исполнявшая все предписания веры, добросовестно делавшая все, что могло укрепить репутацию и богатство отца, она была ничем не обязана своим городу и его жителям, но выбрала их благополучие, не свое.
В самом мифе меня всегда смущали два момента. Во-первых, как хрупкой красавице, не знавшей тяжелой физической работы и соблюдавшей многолетний пост, удалось отрубить не самую тонкую шею закаленного в боях мужчины? И во вторых, она же не достигла успеха с первого удара и понадобился второй. Как у нее хватило выдержки? Так и представляю картину маслом - Юдифь наносит удар мечом. Кровь, весело булькая, хлещет из раны. И вместо того, чтобы бросив меч, закрыть лицо руками, отгораживаясь от неприятной картины, а то и вовсе рухнув в обморок, она наносит второй удар. Фантастическое самообладание.
Книга прочитана в рамках игры Вокруг света.
Ветка комментариев
Да не очень)) В каждой книге есть что-то понравившееся. В какой-то больше, в какой-то меньше. Пусть это будет даже маленьким как зернышко, книга уже прочитана не зря. Все что не понравилось, моя память быстро выкинет, я уже знаю и останется только то хорошее, что мне понравилось. В Юдифи были моменты, которые заставили остановиться и задуматься. Люблю я это) поэтому рада, что книгу прочитала. Вот такой парадокс))
Тогда я рада за тебя :)
Спасибо, Машуль)
С этой книгой что еще важно - она читалась для кругосветки и от нее требовалось погружение в атмосферу конкретного места. С этой задачей она справилась на все сто - ясно чувствуется что события происходят не в какой-то абстрактной локации, а в Израиле, причем древнем. Так что путешествие удалось)
Хорошо, если книга дала то, что ожидалось, значит, все не зря ;)
А то!
Смотрю я сейчас, как расходятся круги от этой книги археологическими исследованиями той эпохи, разными теориями о реальных событиях которые могли стать основой для мифа, фильмов на библейские сюжеты и думаю, может надо было за такой эффект еще полбала накинуть)
А ты накинь, не жадничай :D
Если буду перечитывать, учту эти полбала)