Больше рецензий
13 февраля 2017 г. 08:10
518
4
РецензияПомню, когда я брала интервью у патологоанатома, то он высказал мысль, которая очень точно характеризует отношение общества к смерти:
...в работе патологоанатома присутствует некий шарм, потому что патологоанатом притрагивается к чему-то сокровенному, тому, о чём не принято говорить среди людей, я имею в виду смерть. Когда тебя спрашивают: «Кем ты работаешь?», ты говоришь: «Врачом». Люди думают: «Терапевт какой-нибудь, хирург», а потом слышат, что ты патологоанатом и начинают как-то по-особенному относиться.
Вот эта "особость", табуированность темы смерти и притягивает массового читателя к подобной литературе. Изобразительность в описании разложения трупа - дело десятое, важно то, что это уже труп, мёртвое тело когда-то живого человека, носитель неразрешенной загадки остановившегося сердца.
Главный герой - Поль-Эмиль - одновременно гениальный пианист и разлагающееся тело, хоть заставляет читателя почти насильно жалеть его, но всё равно остаётся пленником авторской неоднозначности, ведь одаренность часто вызывает зависть, а уродство порождает отвращение, да к тому же Поль-Эмиль мёртв и от этого уже не с нами. Мы себя с героем не соотносим, что создаёт необходимую дистанцию и позволяет без излишней сентиментальности наблюдать за тем, как он превращается в прах.
А вы знаете, что на вскрытие никого не пускают? Даже если слишком захотите - это исключительная привилегия будущих медиков, поэтому эта книга потрясающая возможность увидеть смерть и ей полюбоваться, и, в отличие от тех же патологоанатомов, не особо вдаваться в сугубо медицинские причины "летального исхода", а выяснить причины вполне себе человеческие и понятные.