Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 февраля 2017 г. 22:20

726

3 Первый и единственный в своем роде...

...скучный роман Амаду. Странно, почему так случилось. Но скучность романа проявилась во всем: в героях, в сюжете, в языке. Хотя последнее может быть проблемой перевода. Но остальные пункты остаются. От первой до последней страницы я заставляла себя продираться сквозь текст, держать глаза открытыми, а мозг более или менее сконцентрированным. Но по порядку.

Наверное, причина в большом количестве героев с совершенно разными историями. Подробные заходные истории, практически не пересекающиеся друг с другом. Половину книги занимает только знакомство. Которое почему-то не делает ни одного из них достаточно глубоким, чтобы читатель проникся интересом к их развитию. Каждый из них оказывается брошенным на самом интересном моменте. Их изменения, мотивы их поступков, чувства – обозначены лишь штрихами. Не появляется так нужная для прочувствования книги плотность и реальность героев. Каждый из них остается второстепенным. Но по отношению к чему?

Дальше могло бы быть преимущество – например, яркая демонстрация их беспомощности и вторичности по отношению к важнейшим изменениям истории, к прогрессу. Но и мощи "колеса истории" тоже не ощущается. Нет той силы глобальных изменений, которая так явно ощущалась в предществующем романе – "Большой земле". Автору новые хозяева земли явно гораздо более неприятны, и, что важнее, гораздо менее интересны, чем разбойники-полковники из первой части. Поэтому даже негативная линия злодеев-капиталистов оказалась слабой. Их задумка была ясна с самых первых страниц. И их деятельность по достижению своих коварных целей тоже прошла как-то поверхностно, без драматизма. У меня не получилось прочувствовать ни жалость к жертвам ни злобу к анти-героям.

Ну и главный недостаток – у этого романа не оказалось знаменитой "баиянской души", энергии, волшебства, которые так завораживают в других произведениях Амаду. В нем не оказалось музыки, танца, страсти. Будто новый век, новые технологии, новые герои забрали все эмоции, оставив какую-то искусственность, бесчувственность. Машины, стекло и бетон вместо барабанов макумбы, морских волн и дыхания африкано-христианских богов терейро. Конечно, тема не совсем та, но у Амаду находились поводы вплести волшебство в любую историю. Только не в эту. Мне кажется, что по какой-то причине сам автор не очень полюбил свой роман, поэтому и не чувствуется в ней то тепло живого, будоражащего начала, которым так он славится. Ну да ладно. Один рома ничего не меняет. Амаду по-прежнему прекрасен.

C.R.
Обложка моего издания такая же безэмоциональная, как и роман для меня.
Центральная обложка лучше всего передает суть романа – самый яркий его мотив, коммунистический. Но больше всего мне понравилась лаконичная, с плодами какао.
картинка nata-gik