Больше рецензий
18 февраля 2017 г. 08:47
861
4
РецензияКнига Фрэнсиса Сондерса — тот случай, когда реальность может быть похлеще какого-нибудь политического триллера. Собственно, это и есть политический триллер, приправленный списками имен, выкладками цитат и не такой уж далекой реальностью (по большей мере в книге говорится о пятидесятых годах, об империи маккартизма, но захватываются и тридцатые, и шестидесятые, а сам автор прослеживает судьбу своих героев едва ли не до их кончины). В книге есть даже мораль и идея. И, что самое приятное — с учетом моего постоянного скептического подхода к книгам о разведке и политике, когда нужно тысячу и один раз всё взвесить и обдумать, — автор не принимает ни одну из сторон Холодной войны. Он описывает культурный фронт — и тут можно найти и искусство, и музыку, и книги, и фильмы (и многое из этого известно, но автор все собирает в единую картину) — влияние ЦРУ, и от фанатизма, которым веет от персонажей истории, становится как-то не по себе, можно даже сказать, что волосы встают дыбом (а история — это такая штука, которая в следствие своей реальности, в следствие того, что ее творили настоящие люди, может заставить вздрогнуть похлеще какого-нибудь самого тонкого фильма ужасов; и тут нужно заметить, что история делает это каждый раз). Но в то же время автор не делает из СССР агнцев и святых. Все хороши. Быть может, автор в душе француз. Впрочем, как бы там ни было, все триста с лишним страниц местами сухого, а местами и очень красочного перечисления известных и не очень имен, рассказа о взятках, коррупции, о лжи, о благих намерениях, о крестовых походах во имя не человека, но во имя империи могли бы превратиться в отличный остросюжетный политический роман с моралью про те же благие намерения, про цель и средства, и главное — про оглушающий страх.