Больше рецензий
13 марта 2017 г. 23:51
155
5
РецензияМаленькая книжечка, но материал интересный. )) Собственно, это интервью... дополненное различными отзывами и эссе касательно автора.
Итак, Марек Эдельман... один из руководителей восстания в Варшавском гетто (как тут подчеркивается, единственный, кто выжил). Энергичный деятель медицины (тут я не очень уловила детали, но - доктор). Диссида. )) В смысле, всегда против власти, неважно, какая она. Он был против нацистов (само собой), против коммунистов, против СССР и против режимов в Польше, того или этого... Против США (или, по крайней мере, американской экспансии). Может, тогда еврейское государство? Но он и против Израиля тоже. Что надо было человеку, не очень поняла.
(подумав) Может быть, тут можно так сказать - человек в свое время твердо решил не думать и не чувствовать. В плане того, что не забивать себе этим голову, а действовать. Это позиция, это я понимаю... В общем, жизнь так складывалась, что надо было все время действовать, действовать, действовать... что в боевых еврейских отрядах, что в медицине. Если сидеть и думать, то можно и потерять все. А если еще и позволить себе чувствовать - так и вообще свихнуться можно. ((
Здесь есть рассказ про гетто и про восстание. Тут и рассуждать нечего - это жутко. Но, приходится употреблять расхожую фразу - все не так однозначно... Все-таки, в то время, когда евреев убивали, как едко замечает автор, значительная часть поляков каталась на карусели и с интересом наблюдала за пожаром. Значительная часть поляков весьма охотно сама истребляла евреев до войны, во время войны и после войны. Оказывается, в Польше и после войны проходили еврейские погромы! Не знала об этом. Странно, что передовая мировая общественность так пристоналась о событиях в Венгрии и в то же время как-то не заметила проходившие где-то в то же время еврейские погромы в Польше... И, что характерно, те же самые люди, которые в этом участвовали или не замечали, потом спокойно работали бок о бок, также спокойно писали доносы. Возможно ли это все прочувствовать? Что будет в результате?.. ((
В то же время, если не думать, то можно и унестись куда-то... Как вот тут автор в свое время призывает НАТО ввести войска в Югославию и, как я поняла, одобряет все это. Так бомбежки гражданского населения совсем других регионов как помогают усмирению конфликта? (( Или, как он мельком упоминает, что - СССР вот, значит, не помогало материально коммунистическим ячейкам в Польше. СССР не помогало материально коммунистическим ячейкам в Польше в 1942 году! (( Странно!! почему бы это могло быть??? ((( Ну, если человек и в 90 лет стойко этого не понимает, то, я полагаю, это только целенаправленные усилия. (((
В общем, что тут скажешь - время было сложное, люди были сложные... Время и сейчас не сильно простое, и люди, наверно, тоже, что тут поделаешь. ((
"Я не перестаю задавать себе вопрос: что значит быть евреем? И что значит быть евреем после Холокоста? Забыть? Простить? Отомстить? Поверить, что такое никогда больше не случится?"
"В нашей религии нет однозначного ответа на вопрос, где был Бог во времена Холокоста."
Эдельман: "Конечно, были такие, кто стоял в гарнизонном костеле и, видя горящее гетто, плакал, но их было мало. Остальные рядом катались на карусели."
***
"Да весь Муранов стоит на развалинах. Пойдите в кинотеатр "Муранов" - вход в него намного ниже соседних домов. Развалины не вывезли из Варшавы, только слегка утрамбовали и сверху поставили новые дома, целый район. Когда строили банк на углу Дюбуа и Заменгофа и стали рыть котлован под фундамент, приходилось то и дело прерывать работу, потому что экскаватор вместе с обломками и землей зачерпывал человеческие кости. Как-то я зашел к знакомой журналистке. Гляжу, а у нее на полке фигурки евреев с бородами, в лисьих шапках, - кажется, такие продают под Краковом на ярмарках. Я спросил, откуда они у нее, и она сказала, что боится здешних духов и по ночам, когда ей страшно, смотрит на этих евреев: раз они тут стоят, значит, живы... Все-таки некоторые понимают, что живут на кладбище, и им страшно."
***
"Антиеврейские настроения возникали даже из-за того, что считалось, будто евреи, как бараны, покорно идут на бойню. Раз позволяют себя убивать, значит, сами виноваты."
***
"Перед немецким постом у выхода из гетто стоят человек двести поляков, которые хотят задешево купить одежду, простыни, полотенца - евреи продавали все это за гроши, за мешок картошки."
"Я считаю, что важно верить в Бога. И еще важнее - верить Богу, чтобы пройти по жизни так, как Бог учит. Но самое важное, чтобы Бог мог верить в тебя. Верить, что ты не струсишь, не убежишь, не предашь."