Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

12 августа 2017 г. 18:01

671

4.5 Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Величайшая ли храбрость, совершенно не образно принести себя в жертву ради блага близких или форменное безумие? Можно сколько угодно искать аргументов против, почему Рафаэль не должен был идти на съемки снафф-видео, но достаточно всего лишь посмотреть на ситуацию глазами Рафаэля, чтобы понять, почему все произошло именно так и все слова становятся излишними.

Моргантаун сложно назвать даже маленьким населенным пунктом - это огромная свалка мусора, возле которой, словно крысы, ютятся в ветхих хибарах его жители. Большинство из них необразованно, их удел - ковыряться в этой мусорке и пропивать то микроскопическое пособие по безработице, которое государство скоро вообще перестанет выплачивать. Для "коренного" жителя Моргантауна 30 тысяч долларов - это баснословные деньги настолько, что неудивительно, что Рафаэль мог быть уверен, что это достойная цена за его жизнь и что этих денег его семье будет достаточно, чтобы жить, как нормальным людям без его поддержки. Он мог бы продолжать искать обычную низкооплачиваемую работу и стараться со временем вытащить свою семью из этой дыры, но Рафаэль, в силу своего простодушия и ограниченности малого жизненного опыта, выбирает самый короткий "путь к благополучию". В обоих случаях, Рафаэль понимает, что не увидит будущего своих детей, так как если в скором времени если его не прикончит "гниющая печенка", то он и Рита рано или поздно умрут от раковой опухоли, так распространенной среди жителей Моргантауна. Пара часов мучений со смертельным исходом кажутся Рафаэлю самым верным и своевременным вложением в будущее его детей, которое еще может быть счастливым, здоровым и нормальным.

В предисловии не требовалось извиняющихся объяснений автора, что глава С была необходима - читатель обязан понимать это сам. Без главы С - мы не смогли бы увидеть ту глубину бездны, в которую предстоит погрузиться Рафаэлю, оценить величину его жертвы, ощутить щемящую тоску в его последних буднях с родными - их ценность именно в том, что они последние. Убогость и бесцельность существования этих людей режет глаз, но боль приходит именно от осознания того, что вот за это Рафаэль отдает свою жизнь, думая, что что-то меняет. Мне запомнился маленький момент, как Рафаэль увидел, что его младшая дочь, играя со своим драгоценным подарком разбросала игрушки и теперь этот набор, за который папа заплатит такую цену, валяется забытым в пыли. Дети есть дети, а дочь еще слишком мала, чтобы понимать что-то и тем более уметь ценить вещи, когда детство ее проходит на мусорке. Во всей повести можно найти множество таких маленьких, завораживающих смыслом или символизмом сцен. Например, насколько "говорящей" была сцена с омовением Рафаэля в воде, в последнюю ночь?

Только из предисловия мы знаем, что его работодатель его обманет, хотя очень хочется в этом обмануться самим. На мой взгляд, эта повесть не гимн храбрости, а отчаянию. Если Рафаэль был храбр и благоразумен всегда, почему будучи еще здоровым, позволил себе опуститься, а не боролся с таким положением с самого начала? Не видел, не понимал? Скорее, просто не знал другого выхода, поэтому шел вниз по накатанной, как все в Моргантауне. Жизнь в Моргантауне не учит бороться, она заставляет выживать, привыкая чувствовать себя слабым. Конечно, может он и хотел все изменить, но не знал как - работы нет, к жителям Моргантауна отношение, как к отбросам общества, а тут такой шанс, превосходящий грани его воображения. Это отчаяние, последний предел - человек, жизнь которого обесценена безразличием общества и государства, ради выживания других соглашается отдать себя на растерзание. Отчаянный поступок, требующий огромной храбрости, на который способен только очень сильный человек. Но мало кто из окружающих действительно видел в нем человека.

"Храбрость: сильнейшее желание жить, принявшее форму готовности умереть"
Гилберт Честертон

Комментарии


Чтоб уж совсем дополнить картинку - фильм


Да, спасибо, я помню, ты о нем говорила.