Больше рецензий
14 августа 2017 г. 10:31
2K
5 Люди, придерживающие двери
РецензияНа Земле живут больше семи миллиардов человек. Большинство из них китайцы, женщин больше мужчин, количество пожилых людей постоянно растет. Мы говорим на разных языках, у нас разный цвет кожи, а некоторые даже, прости Господи, атеисты. Кто-то любит жаренные бананы, а кто-то синий цвет. Но все они делятся на тех, кто придерживает двери, выходя, и тех, кто нет. Дома, на работе, в магазине – не важно. Один человек идет или с кем-то, с другом или незнакомым человеком – не имеет значения. Не важно, есть ли на дверях доводчик или нет, старая это советская дверь в обшарпанный кабинет врача больницы постройки первой половины двадцатого века или новенькая витражная перегородка в чистом офисе класса А. Обратите внимание на себя, придерживаете вы их или нет. Уверена, все скажут: «Конечно! Я же воспитанный человек». Но стоит обратить внимание, чью дверь вы за собой закрываете: чиновника, от которого зависит согласование проекта, начальника, который только что вас унизил ни за что, просто потому, что мог, паспортистки, в очереди к которой вы простояли три часа своего рабочего времени и получили этой дверью по носу, потому что «у нас обеденный перерыв» или своего подчиненного, который задерживает сдачу работы, потому что «все свалили на него». Люди за день десятки раз закрывают за собой дверь. И только в тот момент, когда они этого не замечают, можно увидеть, придерживают они ее или нет. И я сейчас не о дверях.
Пьеса Вампилова тонкая, душная и от нее стойко веет отчаянной тоской по счастью. По несбыточному, по тому, до чего можно дотронуться, протянув руку, но именно дотронутся-то как раз и нельзя. Не знаю, за что люди не любят пьесы. Это ограничение всегда на втором месте по популярности после «женских романов» и Донцовой. Зря вы, люди, так. Мимо вас проходит много интересного.
Как порядочный читатель, я конечно же прочитала предисловие, где говорится о концовке пьесы, которую одно время рассматривал Вампилов. Я даже по началу подумала, что этот вариант был бы эмоционально сильнее. Но должна сказать, что от конечного варианта ничуть не пахнет хэппи-эндом, так что для меня вопрос спорный, плох ли он.
Главная героиня Валентина всю пьесу ставит на место калитку палисадника. Делает она это со настойчивостью Сизифа, катящего в гору свой камень. Только эта калитка – не ее наказание. Ее калитка – это манифест, жизненная позиция, которую не выпячивают на показ, а проявляют походя, неосознанно, как человек, выходящий из дверей, либо придерживает их, либо нет. Вокруг нее люди топчут палисадник, выламывают в заборе доски, пытаются доказать ей, что весь ее труд напрасен. Но для нее это не вопрос воспитания, для нее это символ ее собственной жизни:
Ну неужели вы не понимаете? Ведь если махнуть на это рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник.
Восемнадцатилетняя девочка понимает в жизни больше, чем взрослые люди вокруг. Такое бывает. Но почти всегда это не приносит счастья. Потому что она видит не только возможную историю, но и ее неизбежный конец. Уже когда она только протягивает робко руку, чтобы коснуться его рукава, смахнуть пылинку с плеча таким нежным, интимным жестом, она понимает, что он повернется, удивится и ответит ей. Но также она и понимает, что после этого не будет «долго и счастливо». Такой вариант настолько идеально должен совпасть с моментом, настроением и ситуацией, что в действительности практически нереален. И останется от этого только горькое похмелье несбывшейся мечты о счастье. Слишком большой кредит доверия...
- Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.
- Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.
… и слишком большие надежды.
Прочитано в рамках игры «Четыре сезона. Лето 2017» (1/3).