Больше рецензий

dejavu_smile

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 января 2011 г. 19:07

134

5

Люблю книги с эпиграфами. Потому что они сразу устанавливают связь между читателем и тем, что он УЖЕ знает (цитата), и новым, тем, что хочет поведать автор. Эпиграф - это мостик между старым и новым литературным пространством.

К этой книге два эпиграфа - Льва Шестова про "ангела смерти" и стихотворение Фета "Тайна". Эти эпиграфы - о том, как видят "незримое".

В романе две главных героини. Обе отмечены посещением "ангелов смерти". У одной - рано умер муж. У второй - муж парализован после аварии.

Судьбы героинь - провинциальной пожилой актрисы Марии Игоревны и ее соседки Марины Макаровой - параллельны и в том смысле, что выходом из одиночества для них становится выдуманный мир. У актрисы - театр. У Макаровой - "живой журнал". И в театре, и в жж человек может играть роль, носить маску, а может и быть самим собой.

Мне понравилось умелое использование "двойников", чтобы показать возможные "выверты" судьбы. Пациент Макаровой - депрессивный бизнесмен с суицидальными наклонностями и жж-шник Царь. Макарова и старая актриса. В лучших традициях психологического романа школы Достоевского. Сравнивай и изучай.

Есть еще неизвестный герой, автор любовных писем, которые по ошибке приходят в абонентский ящик актрисы и постепенно выстраивают ее жизнь по-новому - в поисках автора посланий. Почему-то меня очень трогает именно эпистолярный жанр.

В параллель этому роману в письмах разворачивается "роман в имэйлах". Современная версия. ЖЖ, переписка, развиртуализация :))

Любопытная книжка. Концовка неоднозначная. Как раз сегодня я прочитала забавное рассуждение про "мужские" и "женские" окончания книг. Тут концовка среднего рода :) "Исповедь Марии Игоревны вышла незамеченной, и спектакль покатил дальше. "