Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

26 октября 2017 г. 18:24

1K

3.5 Дон Жуан второй свежести

«— Печально, но я вынужден признать, что мой последний пациент - величайший любовник в мире, Дон Жуан де Марко — страдал от романтицизма, который был абсолютно неизлечим, и что еще хуже, он оказался очень заразным.»
из фильма «Дон Жуан де Марко»

Спрашивается, какого черта браться за роман со столь сомнительным названием, когда еще и аннотация говорит о герое совершеннейшую дичь: «разуверившись в любви, он обратил взор внутрь себя и с удивлением обнаружил в своем черно-белом мире мириады оттенков серого»?

Но ведь давно известно, что книги не то, чем они кажутся по аннотации, кредит доверия к серии «За иллюминатором» очень и очень большой, «Дон Жуан» уже заждался на полке, значит, пора было познакомиться с этой историей.

Знакомство как-то сразу не задалось. Видимо, «химия» случается только если дама ждет своёго Дон Жуана, а если наоборот, то выходит не любовная история, а нелепый трагифарс. Впрочем, у Дэниела «Спайка» Сэвиджа, главного героя романа, были шансы вызвать мое читательское сочувствие и определенный интерес к его при(зло?)ключениям – в возрасте 45+ его донжуанский список не так уж и велик, да и вообще больше похож на пресловутый «список болей, бед и обид», чем на летопись героя-любовника. Карьера идет под откос, Спайк вынужден ютиться в жалкой обшарпанной квартирке, которая даже при самом остром романтицизме случайной гостьи никак не сойдет за гарсоньерку, на повестке дня не новые постельные подвиги, а развод. А по английскому праву раздел имущества и установление опеки над ребенком – это вам не пару бумажек в ЗАГС принести, а семейные консультанты, дорогие адвокаты, психоаналитик, все дела.

Казалось бы, всё как я люблю – кризис среднего возраста, метания и терзания, переоценка ценностей, разочарованность в прошлом и смутные надежды на светлое хоть какое-то будущее, но всё подается так, что хочется описать всю историю популярным оборотом «такое себе».

Мне совершенно не понравился главный герой. И, нет, не потому, что он козёл (хотя он и не козел даже, рогами не вышел). Несмотря на своё вечное стремление смешать но не взбалтывать литературу и жизнь, я понимаю, что неприятный человек вполне может превратиться в шикарнейшего персонажа, если, конечно, автор вдохнет в своё творение душу. В противном случае будут лишь буковки на бумаге, которые, увы, легко складываются в слово «недоразумение».

Но вернемся к нашему персонажу. Дэнни Сэвидж в отличие от рефлексирующих героев русской литературы четко знает ответ на извечные вопросы «Кто виноват?» (да, вы правильно догадались, кто эти коварные создания) и «Что делать?» (спойлер: искать новую женщину). Видите какое-то противоречие? Я тоже. Но это не было бы критичным, если бы Тим Лотт изображал чисто комический типаж бабника-недотёпы. Вот молодой парень Дэнни встречает милую девушку Мэри (во избежание спойлеров все женские имена изменены), блондинку с мягким характером и большой мягкой грудью, моментально влюбляется, чувства оказываются взаимными, но бедняжке Мэри хочется тепла и уюта, близости, «гнёздышка» и прочей моногамии с перспективой размножения, а Дэнни «еще не готов». Дэнни бросает Мэри и страдает. После некоторого количества рандомных ноунейм девушек Спайк встречает милую девушку Сью, брюнетку, с не таким мягким характером и с не такой большой и мягкой грудью, влюбляется, чувства оказываются взаимными, но и Сью хочется всего вышеописанного «женского», а Дэнни все еще «не готов». Сью бросает Дэнни. Дэнни страдает. После еще некоторого количества рандомных ноунейм девушек подуставший от «свободы» Дэнни встречает милую девушку Мэри Сью, не блондинку и не брюнетку, со среднестатистической грудью и мягкостью характера, женится на ней, рождается ребенок...

Мы вполне уживались: у нас было среднестатистическое количество ссор по среднестатистическим поводам, среднестатистическое число прогулок под луной на среднестатистическом количестве пустынных тропических пляжей.

Но что-то идет не так. Наш мистер Сэвидж внезапно обнаруживает себя дяденькой средних лет с сединой в голове, лишними кг на талии, в середине бракоразводного процесса и с дефицитом на банковском счете. Ключевое слово «внезапно». Ну, вот, не задумывался он никогда раньше, что же «не так» с ним самим, его женщинами и отношениями с людьми в целом. Бывает ли такое в жизни? Еще как бывает, без счета людей, которые живут как живется, не приходя в сознание. Удивило меня другое: ровно тот же самый Дэнни Сэвидж описан Лоттом не как какой-нибудь гопник с района пролетарий из Глазго, а как лондонский интеллектуал с хорошим образованием, сделавший впечатляющую карьеру в рекламе. Спайк придумывал блестящие «продающие» слоганы, разрабатывал рекламные кампании, бьющие точно в цель и в разы повышающие объемы продаж любой никому не нужной фигни. Дэниел отлично разбирается в массовой культуре и не чужд и нашему с вами guilty pleasure – чтению. Вы много знаете мужчин (исключая филологов и литературоведов), знакомых с творчеством Анаис Нин, Эрики Йонг и Дженет Уинтерсон? И я - нет. И тем сложнее мне поверить, что человек, прекрасно разбирающийся в психологии потребителей, по праву гордящийся тем, что может продать даже жёсткую туалетную бумагу, не чуждый «женской» литературе (в положительном смысле этого слова) может проявлять чудеса интеллектуальной и эмоциональной тупости в отношениях с женщинами. Ну, предположим. Вдруг у Дэнни за работу и за баб отвечают разные полушария мозга?
Но как тогда объяснить, что всё тот же Спайк может мыслить, например, так:
...Людей, особенно женщин, связывают с прошлым глубокие и сложные отношения. Глядя на тебя, они, собственно, не тебя видят. Они видят отца, братьев, прежних партнеров; они видят боль, отторжение и унижение, которые пережили и на которые так и не смогли ответить в свое время. И отождествляю все это с тобой.
Я могу объяснить всю эту несуразицу и противоречия в мышлении и поведении героя только тем, что Тим Лотт захотел в формате художественного текста порассуждать о женщинах, о мужчинах и о сложных отношениях между полами и определиться кто там с Марса, кто с Венеры, а кто просто мимо в звездолёте пролетал и случайно попал в черную дыру. Именно потому автор заставил своего главного героя проходить что-то вроде квестов в компьютерной игре - «школьное эротическое переживание», «первое свидание», «пожить с девушкой», «бросить девушку», «жениться», «развестись», «дружить с женщиной» (почти непроходимый квест, правда?) и так далее («Почему бы нет? Я всемогущий рассказчик, черт побери. Я могу делать все, что хочу.»). И поэтому же не стоит удивляться шаблонности многочисленных героинь и героев второго плана. Само по себе это не так уж и плохо. Плохо то, что автор как будто никак не может определиться, что же у него должно в итоге получиться – ромком или психологическая драма. Читателю остается только недоумевать:
Н-да… Пруд обмелел. Удочку сломали. Рыбу не поймать. А вы голодны.

Благодарю readernumbertwo , Deny и dejne , еще один квартал и мы свободны!

Комментарии


Мы все умрем. И Дон Жуан, и мягкая грудь, и участница среднестатистического количества семейных ссор. На секрет не тянет. На секреты — тем более. ))

Я бы могла надеяться хоть на прекрасный авторский стиль, но, судя по оценке, предположу, что с ним не сложилось.


Стиль на самом не деле вполне себе ничего, легкий слог, много неплохих диалогов. Не Жуандо, конечно, но если заранее настроиться на лёгкое чтение, то будет вполне норм. Наверное, дело в том, что после твоего Рота я была настроена на другое.


Ожидания — лучшие друзья разочарования.


Но без ожиданий и разочароваться толком не выйдет)


в возрасте 45+ его донжуанский список не так уж и велик

у меня при чтении перенос был после "его" :)
Успел 10 раз додумать, что у него писюн отсох, например...


Отсыхание решило бы все проблемы, но герою не повезло.)


Вообще, я так понял, что книга чем-то на to do лист похожа (причем как его представляют взрослые для своих детей). Так, про взросление написал - галочка! Про жизнь с другим человеком - есть! Про разочарование - вычеркнул...


Думаю, это я как-то не так книгу описала, повествование на самом деле довольно веселое и не сказать, чтобы шаблонное на 100%. Но мне не хватило глубины.