Больше рецензий
4 ноября 2017 г. 20:16
284
5
РецензияРоман «Сядзіба» Алеся Аркуша нельзя напрямую отнести к жанру классического детектива, он явно не принадлежит и ни к одной из трех известных в белорусской литературе детективных школ: «шляхецкай» (Караткевич — Шайбак — Рублевская), «милицейской» (Чергинец — Правдин — Трахименок) и «кресовой» (Песецкий — Климкович). Однако интерес читателя к роману стимулирован средствами, которые характерны для детективного жанра. Автор как бы играет с возможностями «жанровой беллетристики», — так, он встраивает небольшую — экспериментальную — криминальную новеллу в текст своего повествования. Однако предпочитает на финише переключить регистры и вернуться к узнаваемым схемам «полоцкой метаисторической прозы».
Хотя и в мировой литературе заметен отход от жестких классических рамок, которые прослеживались со времен Дойля. На слуху сейчас авторы детективной прозы из скандинавских стран. Что такое «скандинавский детектив»? Формальная географическая привязка места действия, экзотические имена главных героев? Скорее, это особая интонация рассказчика, которая формирует узнаваемые черты «нордического нуара»: фатализм, автоагрессия главного героя, смутные критерии «добра» и «зла». Мировую известность «скандинавский детектив» получил с выходом романов Стига Ларссона. Однако традиция эта сформировалась задолго до появления «Девушки с татуировкой дракона», и даже ранее, чем появились первые образцы читабельных скандинавских детективов. Именно так, фирменная интонация «скандинавского детектива» появилась раньше, чем был написан самый первый местный текст в данном жанре. Возможно, эта интонация впервые появилась в романах Кнута Гамсуна?
В «Сядзібе» Алесь Аркуш сумел взять нуаровую интонацию, в исторических срезах полоцкой топографии обозначил перспективное поле развертывания авантюрной интриги. Чего же не хватает, чтобы появился новый белорусский детектив? Осталось создать Героя, которым от сюжета к сюжету будет двигать уникальная миссия.