Больше рецензий
11 ноября 2017 г. 15:51
60
3.5
РецензияЭта трилогия, является, пожалуй, одним из самых известных и при этом самых своеобразных произведений автора. Однако вышла она, в общем-то, очень неровной и неоднородной.
Прежде всего, конечно, стоит отметить грандиозность замысла. Первый том писался как беллетризованная история далекого будущего: реализации многовекового плана реформ, созданного гениальным математиком Гари Селдоном с помощью новой науки – психоистории. Пять коротких повестей о различных периодах жизни Основания, псевдодокументальные вставки – все было очень серьезно. Истинными главными героями этого романа были не политики и ученые, а История и Человечество.
Это и обусловило проблемы романа «Основание» – действие, описанное «широкими мазками», непроработанные образы персонажей, однообразные сюжеты составляющих его повестей. Слишком маленький объем и эпический размах описываемых событий сделали книгу «сухим концентратом» авторских идей.
Второй том, «Основание и Империя» стал своего рода работой над ошибками. В итоге получился крепкий, интересный приключенческий роман, но на этот раз пострадала идейная часть. По сути, мы не узнаем ничего нового, кроме того, что план Селдона уязвим. Если вся первая часть строилась на том, что личность для истории – ничто, и процессы галактического масштаба управляются естественными законами психоистории, то здесь просто говорится, что даже психоистория может ошибаться. И все. Но, надо отдать должное автору: «Основание и Империя», в отличие от первого тома – очень захватывающая вещь.
Третья часть ставит все на свои места:
С точки зрения формы «Второе Основание» – такой же приключенческий роман, как и второй том трилогии, и читается так же легко и увлекательно. Но мотивы Дарелла и других заговорщиков из второй половины романа не ясны, или, вернее, откровенно инфантильны. По их представлениям «мировую закулису» следует ненавидеть просто так, из природной паранойи и архаичного территориального инстинкта. То, что и Первое Основание, по сути, такие же «иллюминаты», веками крутившие мозги целым планетам и межпланетным государствам, видимо, как-то со временем подзабылось. И то, что Второе Основание – «свои парни» и имеют те же цели, что и Первое, никого не успокаивает, и это странно.
Самое странное, что трилогия заканчивается ничем. Это, конечно, объяснимо – тысячу лет действия в небольшой (менее 600 страниц – вся эпопея под одной обложкой) объем не впихнуть. Тем более, что начиная со второго тома автор стал больше уделять внимания отдельным героям и их приключениям, показывая события, так сказать, более крупным планом. Но остается некое разочарование – сбылся план Селдона, или нет, мы из этой трилогии не узнаем. Азимов, конечно, возвращался к миру Основания, но гораздо позже, и «оборвавшийся» в 50-х годах цикл долгое время оставался незавершенным.
Вообще, вся история Основания – это даже не черная кошка в темной комнате, а форменный кукиш в кармане. Мы почти ничего не знаем о Галактике до Селдона, мало понимаем причины и характер кризиса, и, тем более, совершенно ничего не знаем о психоистории – потому, что ее нет нигде, кроме как «в уме» у автора. Понятное дело, если все это разжевать подробно, то только первый том был бы объемом с «Войну и мир», а осилить его смог бы только человек с дипломом экономиста. Но в итоге получается, что Азимов как бы в общих чертах рассказывает нам о реформах галактического масштаба, а мы ему как бы верим.
Еще мне в этом произведении не хватило… фантастики. Мелкой экзотики, которая могла бы оживить сеттинг. Конечно, есть всякие благоглупости вроде атомных зажигалок и ядерных пистолетов понятны – писано сие в 50-х годах, задолго до Чернобыля, когда словосочетание «мирный атом» не вызывало ничего, кроме энтузиазма и веры в прогресс, строились первые АЭС, а инженеры на полном серьезе обсуждали проекты атомных автомобилей. Но где хоть какое-то упоминание хотя бы примитивных форм жизни неземного происхождения, не говоря уж об цивилизациях «ксеносов»? Куда делись знаменитые азимовские роботы с позитронным мозгом, ведь мир Основания – это далекое будущее мира «Рассказов о роботах» (я, конечно, не читал всего Азимова, может быть, андроидов со временем запретили и они вымерли, но, учитывая, что люди за тысячи лет даже забыли, что они родом с Земли, за это время они сто раз могли возродить робототехнику)?
Итог: литературный эксперимент, к середине второго тома выродившийся в обычную приключенческую фантастику. Без сомнения, оригинальное, и, может быть, в чем-то уникальное, но несколько переоцененное произведение.