Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

21 декабря 2017 г. 16:23

3K

3.5 Слишком по-женски, слишком лично

Сложно что-то писать о книге, которая оставила крайне неоднозначные впечатления. Мне не понравилась манера изложения, так как она не просто идёт от первого лица, а как будто из души этого лица. Вот не могу тут слова подобрать, чтобы выразить эту мысль правильно. Не ум говорит, а чувства. Не голова руководит, а сердце. И текст соответсвенно вот такой, какой есть.

Рассказчица - молодая женщина, которая много пережила, многое повидала, многое совершила. И в этой книге она рассказывает свою жизнь. Это получилось очень по-женски. Её рассказ не выстроен логично и стройно, он скачет от настоящего в прошлое, периодически заглядывая одним глазком в будущее. Корраг начинает свою историю со своих бабушки и матери и дальше переходит к себе. Её повествование вроде идет себе во времени от её рождения к тому, что происходит в настоящий момент, но у рассказчицы не получается выдерживать хронологию - она постоянно вспоминает что-то из прошлого, она постоянно обращается к матери и рисует какие-то старые образы, она постоянно повторяется. При этом Корраг всё пропускает через себя. Текст получается очень эмоциональным. Всё, что мы здесь видим, нарисовано душой и сердцем этой маленькой женщины. Она далека от политики, она далека от людей, но при этом всём она к ним тянется и старается помогать. Она утешает, она лечит, она спасает жизни. В конце концов она и полюбит. Мужчину, не природу.

Для меня это было слишком по-личному, почти интимно. Представьте себе, что незнакомый человек выворачивает перед вами свою душу наизнанку. Он не просто говорит о каких-то событиях, нет. Описания природы и те пропущены сквозь чувства и эмоции, поданы уже с отпечатком души этой женщины. Очень много Корраг. Она во всем. Она даже в письмах Лесли своей жене Джейн. Она в каждой строчке, в каждой букве. На всё мы смотрим её глазами. Мы видим леса Англии, горы Шотландии, оленя, кур, коз, людей, квакающих лягушек. Масштабные описания внезапно могут взять и переключиться на какую-нибудь деталь, которая будет подана очень подробно. Те же самые лягушки, как пример того, что всегда остается в сердце, раз уж туда запало. И можешь бежать куда угодно, и могут пройти многие годы, но ты все так же в деталях будешь помнить какие-то особенно ценные для тебя моменты.

О резне в Гленко здесь очень мало, но этого хватает, так как Корраг подводит к этому ужасному деянию, постепенно нагнетая атмосферу тревогой. О политике здесь тоже практически ничего не сказано. Она есть только в отрывках разговоров, в письмах Лесли. А о той самой клятве читатель узнает из беседы нашей колдуньи с Аласдером из клана Макдоналдов. Поэтому крайне сложно говорить о каких-то исторических фактах, так как произведение это всё же чисто художественное. Думается мне, что у Сьюзен Флетчер была задача рассказать не об одном из самых ужасных и подлых эпизодов из истории, а поведать о колдунье Корраг - женщине из легенд Гленко. У неё получилось создать потрясающе сильный образ этой женщины. Насколько он близок к истине и своему реальному прототипу? Да кто ж его знает. Но этот книжный образ, безусловно, очень хорош.

Но мне не хватило событий. Передозировка чувств, нехватка логики. Слишком много Корраг. Слишком лично.

Прочитано в рамках "Лампомоба-2017". Спасибо за совет Jaina .

Комментарии


кругами хожу и давно, возле книги... )


Я тоже ходила. Пока она мне в Лампомобе не попалась.))


жаль, что оценка не на 5)


Не, мне не очень зашло. Почему - написала.)


я к тому, что мне и дальше теперь, ходи да сомневайся))