Больше рецензий
21 декабря 2017 г. 17:51
972
3 Интересный замысел-неудавшееся воплощение
РецензияРоман приманил меня обещанием погрузиться в загадочную атмосферу бессознательного человека, живущего тысячи лет. Этому погружению не суждено было случиться.
Для меня ключевой фигурой повествования оказался не бессмертный по имени Пилигрим, а вполне обычный человек, его лечащий врач Карл Густав Юнг. О Пилигриме, кроме комплекта его личных дневников, подается лишь малая толика сведений. В то время, как личность Карла Густава раскрыта гораздо глубже и ярче: личная жизнь, взаимоотношения с семьей и коллегами, творческие озарения, зачатки некоторых идей. Главный поворотный пункт для меня заключается в описании предпосылок зарождения идеи коллективного бессознательного.
В начале повествования Карл Густав предстает в облике беззаботной, обаятельной, творческой личности; по мнению жены Эммы "гения, сохранившего в себе ребенка". При этом он тщеславен, чудаковат, злоупотребляет выпивкой.
В какой-то момент его эго сталкивается с пониманием своего профессионального бессилия по отношению к излечению пациента. Карл Густав отходит от своего правила верить в фантазии больных, быть их друзьями и воспринимает Пилигрима, как противника, которого необходимо победить любыми методами. С такой тактикой он допускает одни промахи, пациент теряет к нему доверие, открыто насмехается над ним и презирает, называет его «гнилой стручок». Психика Карла Густава не выдерживает такого натиска и его сознание раскалывается. В его голове появляется другой голос, внутренний «инквизитор», голос памяти и совести, который вступает с ним споры и частенько одерживает верх, дает советы и указания. В это время он отдаляется от жены и детей, его чудачества и алкоголизм усиливаются. Бывшая знаменитая балерина графиня Татьяна Блаватская, верившая, что живет на луне, совершает самоубийство, и хоть Юнг не являлся ее лечащим врачом, мучается от чувства вины. Снова страдает его эго и он в честь смерти Блаватской хоронит свою первую розу на своем дворике. Эти и другие события приводят к ухудшению психического состояния, голос в голове звучит все чаще, назойливее и агрессивнее. Его сексуальные импульсы выходят из под контроля сверх эго и он заводит связь с новым врачом Антонией Вольф (чувственной, искусной в плотских наслаждениях), бывшей пациенткой, предаваясь любви прямо на рабочем месте(где их и застукивает жена Юнга). Юнг, изучающий шизофрению, сам «раздваивается». Под влиянием инсайта, во время нахождения в ванной к нему приходит «коллективное бессознательное».
Пилигрим верит в то, что приговорен жить вечно, за то,
Что в возрасте восемнадцати лет я случайно увидел совокупление священных змей в Свя-щенной Роще, то есть преступил закон, установленный богами для смертных.
Он твердо убежден в неспособность умереть, и отчаянно завидует тем, у кого это получилось. Свои суицидальные попытки Пилигрим объясняет тем, что являясь очевидцем людских страданий и жестокости в разные эпохи и в разных местах, он устал от жизни и страстно желает закончить свое существование. Попытка проникнуть в бессознательное пациента происходит через неудачные беседы, чтение личных дневников (женой Эммой), в которых Пилигрим достаточно красочно и достоверно описывает события минувших дней, происходящих с ним в его разных перевоплощениях(флорентийская женщина Элизабетта Джоконда, 1519 год; пастух дурачок по имени Маноло, 1533 год;старец Тиресий, мастер витражных дел и др.) И здесь возникает вопрос, как Пилигрим мог быть одновременно во Флоренцией женщиной и в Кастилии пастухом? Странно, что Эмма, не обратила внимание на такое несоответствие. Было бы интересно, как сам Пилигрим объяснил бы такое совпадение своей теорией бессмертного существования. Дневники представляют собой запись воспоминаний с точной датировкой.
— Воспоминания приходят точно так же, как пророчества. Во сне. Сны эти начина-ются примерно с восемнадцати лет. И постепенно становятся воспоминаниями…
Юнг считает, что Пилигрим страдает шизофренией, со следующими симптомами:
— Отстраненность от реальности. Отказ от общения.
Он находит этому подтверждение, во время наблюдения за сном пациента, во время которого появляется вторая личность.
Амнезия Пилигрима, простирающаяся до 18 летнего возраста, весьма загадочна. Скорее всего, она является последствием сильнейшей психологической травмы, видимо, возникшей вследствии трагической утраты родителей(в романе причина амнезии не раскрывается, эта проблема , вообще, не интересует докторов).Прошлое окутано мраком, происхождение Пилигрима не известно, понятно лишь то, что родители финансово обеспечили ему возможность вести аристократический образ жизни. Склонность к суицидальному поведению также не исследуется.
Вообще, в этой дорогой, частной клинике, больше напоминающей элитный пансионат, мало шансов на излечение, не только у Пилигрима, но и других пациентов(«каннибал», «неудавшаяся убийца», «хозяйка борделя» и «песочный человек», «Женщина-ребенок».) Доктора (Фуртвенглер, Менкен, Радди и Юнг) не могут прийти к консенсусу по поводу методов лечения, перехватывают пациентов друг у друга, соревнуясь между собой, как мальчишки. Карл Густав относится к пациентам, как к интересным объектам, затрагивающих его воображение, испытывает на них свои придуманные приемы и методы воздействия, но при этом эффекта никакого не достигнуто.
Юнг потихоньку «скатывается с катушек», младший персонал также не отличается психическим здоровьем. Дора Хенкель, отличавшаяся нетрадиционными наклонностями платонической направленности
Эти воображаемые романы были для нее проклятием и вечным мучением — коты, кони, королевы, греческие богини, Лорелея, Луна
влюбляется в пациентку графиню Блаватскую. Навязчивой идеей санитара Кесслера, бывшего пациента клиники, лечившегося от склонности к насилию(убивал птиц и хранил их крылья) была страсть к ангелам . День появления леди Куотермэн и Пилигрима он знаменовал «днем, когда пали ангелы». Их красота и величественность восхитили его.В итоге, Пилигрим, считающий себя в таком окружении самым нормальным челове-ком, предпринимает успешную попытку побега посредством помощи преданного камердинера Фостера (также странный субъект, не обращающий внимание на безумные идеи Пилигрима и, участвующий в его акции возмездия против искусства). Юнг делает вторую могилку на своем дворике.Пилигрим, посвятивший всю свою жизнь изучению искусства, решает, что:
Музыка ни от чето не спасает — ни от безумия, ни от насилия. Оглядываясь назад, я сожалею, что выступал защитником искусства. Но музыка — худшее из них. Сплошь кипение и бурление, перегруженное эмоциями, с одной стороны, и мыслями — с другой.
Он с яростью громит музыкальные инструменты и пластинки в музыкальной комнате, пугая остальных больных, после побега во Францию помогает похитить бесценный шедевр –картину «Моно Лиза»(якобы свой портрет), написанную великим Леонардо да Винчи и сжигает величественный Шартрский собор.
Когда свидетельства сострадания. и примирения исчезнут, написал он в одном из дневников, — мы поневоле вспомним об их истинном значении.
Пилигрим, находясь за рулем автомобиля, направляет его в реку и тонет. Наконец, его страстное желание прекратить свою жизнь осуществляется. Возникает вопрос о том, как ему удавалась выжить после своих постоянных суецидальных попыток. После повешения он находился
Три часа — вернее, четыре, мистер Пилигрим — без сердцебиения. Пять без дыхания. Тем не менее вы здесь и..
Это отрицает законы природы. Пилигрим говорит:
Это не чудо, доктор. Смерть — вот это было бы чудо. Но не жизнь.
И вот в конце книги он этого чуда успешно добивается. Почему предыдущие попытки самоубийства провалились. Неужели, после осуществления своего крестового похода против искусства, Пилигрим уверил, что искупил свой грех и проклятие вечного бессмертия снято?Необходимо также коснуться фигуры леди Сабины Куотермэн, спонсора и инициатора нахождения Пилигрима в клинике. Красивая, обаятельная женщина, имеющая мужа и пятерых детей, умная, имеющая богатство и положение, является доверенным лицом Пилигрима и обладателем его личных дневников. Страдает от чувства вины после самоубийства младшего брата Симса, совершенного 15 лет назад( которого не смогла уберечь).
Она отличается впечатлительностью, неуравновешенностью, нервозностью, эмоциональностью, яростно отрицает наличие психической болезни Пилигрима.
— Это не состояние! — решительно заявила Сибил, положив нож слева от тарелки. — Его сломила не болезнь! Не болезнь!
Она призывает доктора просто верить Пилигриму.Леди Куотермэн после встречи с парой Мессажер теряет душевное равновесие и, не сомневаясь в своей скорой и неизбежной смерти, отправляется на автомобиле к цюрихскому озеру, где ее накрывает снежная лавина. Перед своей запланированной гибелью, она сочиняет письма Юнгу и Пилигриму. В письме к Пилигриму раскрывается постигшее ее безумие. Леди Куотермэн пишет, что посланцы богов, выдававшие себя за супругов Мессажер, прибыли, для того,чтобы забрать ее домой на небеса.
Наша нужда друг в друге, неизвестно по какой причине, подошла к концу. И в этом конце я вижу необходимость моей собственной кончины.
Я исполнила свой долг. Я любила смертного, произвела на свет смертных детей, страдала от смертности во всех ее многочисленных проявлениях. Мне повезло родиться в самом привилегированном кругу. Я видела несправедливости — и исправляла их. А иногда не могла исправить. Я была очень — целиком и полностью! — земной. И все же…
Получается, леди Куотермэн разделяла безумие Пилигрима, они оба верили в свою божественность и бессмертность. Как может одинаковый бред захватить разум двух людей одновременно? И в чем заключается великая тайна, объединявшая супругов Мессажер и Леди Куотермэн, которая сыграла роковую роль в судьбе последней?
P.S.Отрывки из дневников Пилигрима были утомительные и скучные, что ухудшило впечатление от книги. В целом мне больше понравилось писать отзыв, чем читать книгу..
Книга прочитана в рамках игр Четыре сезона. Зима 2017-2018. Антарктида ONLINE и Бесконечное путешествие.