Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

23 марта 2018 г. 20:10

3K

5 Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?

Жанр книги "Мы, утонувшие" определить очень непросто. Это современная скандинавская литература, но написана она без привычной уже скандинавской чернухи и чрезмерного реализма. Это семейная сага, но действие не концентрируется вокруг одной семьи - нет, оно посвящено целому городу и при смене поколений "перескакивает" с одного семейства на другое, хотя связь между ними имеется. Это морские приключения, определенно, потому что герои тут отправляются в дальние странствия, попадают в морские сражения и возвращаются домой, но это все-таки не основная тема романа. Это исторический роман, вот только главными героями тогда выступают парусные суда, потому что это история мореходства. А еще это - одиссея, причем одиссея очень захватывающая.

Повествование охватывает примерно сто лет жизни небольшого датского городка под названием Марсталь (население на 2012 год - чуть больше двух тысяч человек, чтобы понимать, насколько небольшой), который в начале XX века, после шумных и бурных перипетий века XIX, внезапно сделался центром не просто датского, а чуть ли не мирового судоходства. Корабли из Марсталя идут во все концы мира, в самые дальние и малоизвестные порты, бороздят океаны и покоряют моря... И так покоряют, что и читатель невольно тянется за ними. Австралия, Гавайи, Рио-де-Жанейро - поднять паруса и полный вперед! Что это вы до сих пор на берегу киснете, селедки сухопутные? Океан зовет!

Правда, несмотря на крайне увлекательные морские приключения в самых разных уголках земли, книга, конечно, не совсем о том. Да, она о тяге к странствиям, но еще больше - о том, насколько эта тяга неистребима в крови марстальцев. Проходят годы, меняются времена и эпохи, а вместе с ними растет и трансформируется флот, сначала достигая своего пика, а потом плавно умирая, и только одно остается неизменным: зов моря у датчан, зовущий их, словно какая-то мистическая первобытная сила. Этот зов не может заглушить ни экономическая депрессия, ни война, ни такие мелочи, как шторма и штили... Автор очень классно его описывает, потому что эта жажда приключений проникает в читателя не торопясь, как бы исподволь, и когда ты вдруг ловишь себя на мысли, что ты уже на пятисотой странице из семисот, все: ты уже пропал.

К тому же, описана история Марсталя очень увлекательно. Автор выбрал несколько необычный, но, на мой взгляд, очень верный тон: между семейной сагой и сухим историческим романом он выбрал нечто среднее, свое. В книге нет одного главного действующего лица, фокус несколько раз перемещается с одного персонажа на другого, но каждый раз возвращается к неизменному "мы". Мы, марстальцы, одна большая семья, и море - наша общая кровь. Это "мы" кочует из поколения в поколение, из пласта в пласт, из сообщества в сообщество. За счет этого возникает ощущение сопричастности, которое, честно говоря, у меня редко появляется при чтении семейных саг.

Несмотря на то, что это современная книга, написанная в Скандинавии, здесь нет свойственных скандинавским авторам чернухи и утрированного реализма, за исключением пары отдельных сцен. Конечно, нельзя сказать, что вся книга состоит из радужных развеселых приключений, нет - в конце концов, она описывает три войны, включая две мировых, люди в ней зачастую тонут, бросают своих родных, уходят из родных краев и не возвращаются. Но при этом чувства, остающиеся после чтения, все равно очень светлые. "Мы, утонувшие" объединяет несколько поколений, несколько профессий и несколько социальных слоев. Не надо бояться моря. Сегодня те, кого оно забрало, будут стоять рядом с тобой.

Заметки в телеге

Комментарии


*пошла к стеллажу за книгой*


ты главное прочитай ее
я готова ее пиарить всем и вся


прочитаю