Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

24 марта 2018 г. 19:04

616

4.5 Хроники тетушки Ю

картинка metaloleg

Разгрузка Ju-52 на аэродроме Пески в Демянском котле, январь 1942 года


Раз свернул на тему авиации в Сталинградской битве, то за несколько дней проглотил интересный труд на более широкую тему, где снабжение "котла" по воздуху рассматривается в одной из глав. Это второй из изданных совместных трудов Александра Заблотского и Романа Ларинцева, на редкость стабильного авторского дуэта, уже второе десятилетие регулярно публикующегося в специализированных журналах военно-воздушной и военно-морской тематики, вижу даже их новую совместную статью в последнем Гангуте 101/2017. Но в "большой" форме монографий их труды немногочисленны, и эта книга всего лишь вторая и последняя хронологически, первой был сборник статей Советские ВВС против кригсмарине 2010 года.

Это книга о транспортной авиации Германии на фронтах Великой Отечественной в 1941-1945 годах, о том как при примерно неизменном техническом вооружении с опорой на Ju-52 и He-111, менялись ее цели в зависимости от развития ситуации на земле. Во время "Барбароссы" транспортные авиагруппы использовались обычно в качестве быстрого транспорта по перекидке технического состава и оборудования на передовые аэродромы все уходящего на восток фронта. Авторы пару раз позволили себе съехать с непосредственно транспортной темы, один такой отход был в 1941-м на Моонзунде, когда командование люфтваффе попыталось 14 сентября в стилистике бельгийского Эбен-Эмаля выбросить группу десантников из "Бранденбурга" прямо на советскую береговую батарею №43 на острове Муху одновременно с десантом на берег, но морская часть операции заблудилась, а воздушно-десантную приземлили на планерах в километре от батареи на радость советским артиллеристам быстро разгромившим десантников огнем прямой наводкой. Второй подобный десант на Эзеле 20 сентября, о котором остались данные только в советских источниках, был аналогично разгромлен Это была первая и последняя попытка такого рода на Восточном фронте, после этого десантников использовали уже просто как элитную пехоту при пожарных случаях.

Потом авторы непосредственно переходят к теме воздушных мостов, сначала под Демянском, потом под Сталинградом и до Кубани. Успешная организация снабжения почти 100-тысячной группировки в Демянском котле сыграла с немцами злую шутку в дальнейшем, не учтя отличия одного котла от другого, причем помогла в этом и советская сторона. На северо-западе в окружении не было моторизованных частей, так что горючее требовалось куда меньше чем войскам Паулюса, его место заняли боеприпасы и продовольствие. Кроме того, советская авиация боролась с воздушным мостом весьма своеобразно и как бы строго до линии фронта - пытаясь перехватить транспортные самолеты над своей территорией или над котлом, но совершенно не пытаясь сорвать саму возможность перевозок ударами по аэродромам противника, что в Пскове, что внутри котла. Вместо этого были попытки Партизанского рейда, заведомо неудачного, но это уже тема для других исследований. Успех группировки, продержавшейся до деблокирования ценою подсчитанных авторами потерянных над Демянском и Холмом 116 машин, показался для немцев вполне посильной платой за сохранение линии фронта в том районе, так что Сталинград поначалу отличался "только" большей потребностью в горючем и общей численностью окруженных, которым ставилась задача продержаться до успеха "Зимней бури", но неудача и на земле и в воздухе опровергла эти планы, а резко прибавившая в КПД советская ПВО над котлом и рейд на Тацинскую привели к массовому избиению транспортников. Все это написано с учетом послезнания конечно, но в самом начале котла на стадии принятия решений у немцев были основания для оптимизма, базирующемуся именно на успешном опыте Демянска. Тем более на уровне наземных войск были уже готовые рецепты при окружении, заранее расчитанные штабами - солдаты и офицеры переходят на две трети нормального суточного пайка при максимальном ограблении местного населения, лошадям вовсе срезается нормы до четверти фуража, а потом они идут в котел. К слову, во многочисленных более мелких котлах 1944-го года на Правобережной Украине продовольствие окруженным вовсе почти не доставлялось, только боеприпасы и топливо.

1943-45 года в книге расписаны как множество мелких задач по всему фронту. Транспортная авиация работала с полной интенсивностью и невзирая на потери, которые особенно сильно несли живучие, но тихоходные Ju-52. И использовали и для экстренного снабжения и пополнения войск на передовой фронта, когда другие способы были слишком медленными, и для сброса грузов и вывоза раненных из многочисленных окружений и крепостей-"фестунгов", которыми немцы увлекались весь заключительный этап войны. Видимо, самым крупным подобным примером является осада Будапешта, где была сравнимая с демянской по численности группировка венгерских и немецких войск, но неизмеримо больше обеспеченная местными ресурсами, хотя, конечно, 800-тысячное население венгерской столицы оставили на милость победителя. До последнего снабжали войска в окруженном Бреслау и в Курляндии, а точку в военно-транспортной авиации Третьего Рейха поставили советские истребители, устроившие 8 мая 1945 года над аэродромом Либау-Гробин избиение в стилистике начала войны для тридцати двух из тридцати пяти Ju-52, на которых пытались сбежать из неминуемого плена окруженцы.

Комментарии


Великолепная и очень интересная книга и рецензия. Спасибо.
Как старый ВТА-шник не могу не отметить нескольких интересных "позиций":
1. Наверное все-таки книга не о транспортной авиации Германии, а о ее применении. (Ну это так...о терминах)).
2. Почему-то Вы пишете "Авторы пару раз позволили себе съехать с непосредственно транспортной темы...", имея ввиду воздушно-десантные операции, в которых применили военно-транспортные самолеты. Но ведь задача десантирования личного состава (как парашютным, так и посадочным способами) одна из главных ВТА-шных задач (на ряду с десантированием техники и грузов). Конечно о десантировании техники с возможностями самолетов той поры речи практически не шло))), но десантирование личного состава (особенно в мирное время) для ВТА, пожалуй, главная задача.
3. Кстати Вы приводите прекрасные примеры того, как война расставляет все на свои места. И я рад, что Вы похоже сторонник той позиции, что ВДВ в войну всего лишь пехота (в ВТА ее придерживаются многие, хотя десятками лет вынуждены имитировать ВД-операции армейского, дивизионного, полкового и даже фронтового (ну это при СССР) уровней). Что ж грабли никто не отменял)))
4. «Выловить» самолеты противника на подходе к району десантирования эффективней (особеннопри организованном «воздушном мосту»), чем бомбить полевые аэродромы. Длина разбега и пробега после посадки Ю-52 от 350 до 400 м (у Не-111 до 500 м, но у него и полезная нагрузка в три раза меньше, чем у «тетушки». Это позволяло использовать любую поляну в районе для посадки «железных тетушек».
Бомбить лесные поляны, похоже на поиски иголки в стоге сена, когда она еще имеет возможность перемещаться.))) Подготовить же и восстановить (засыпать «воронки» землей и снегом ) лесную ВПП проще простого. Надо лишь уплотнить немного снег. Применяли для этого большие катушки для кабеля, набитые камнями (когда надо было демаскировать-обозначить ВПП, набивали красным кирпичом).
Кстати, обратите внимание Юнкерс на обложке поплавковый, куда б уместней – на лыжах!)))


1. Нет, не совсем, в начале есть глава непосредственно о самолета и планерах
2. Скорее к тому, что кроме самого факта выброски еще дано описание наземных действий, как с десантниками на Моонзунде. Второй раз - это описание окружения в Великих Луках, там собственно краткий сухопутный разбор всего сражения дан авторами.
4. А вот тут не соглашусь, по опыту Сталинграда воздействие на аэродромы как внутри котла, так и вне их сильно мешало немцам, даже не именно из-за потери матчасти, а из-за повреждения взлетных полей, которые приходилось ремонтировать, а это физически тяжелая и небыстрая задача, особенно если еще одновременно нужно убирать последствия снегопадов.
Я вообще искал фотографию летного поля из Раткина, одновременно с десятком U-52 в момент разгрузки, снятую с воздуха то ли в Демянске, то ли в Сталинграде, но не нашел по поиску.


К п. 4 это лишь разговор о площадях котлов. Если Демянский это около 3000 кв. км, а Сталинградский, "сжимающийся" и покрытый на 60-70 процентов городскими развалинами - от 800 до 400 кв. км. Понятно, что в Сталинграде эффективность бомбардировки по чистым площадям "можно поискать"))
Ваша фотография вполне уместна и очень интересна и организацией и "бешеной динамикой" разгрузки. Жаль не видно, что "тетка" на лыжах. Но при чем здесь поплавки на обложке!?)))


Но аэродромы не организуешь на любом поле, в том же Демянске было два поля на весь котел и окучивать их целенаправленно советской авиации ничего не мешало. А насчет обложки - это не разу ни к авторам, а к девушке-дизайнеру, вбившему Ю-52 в поиск и выбравшеся понравившуюся картинку. Я исходное фото с Уголка неба по поиску Гугля нашел во второй строчке сверху, если вбить Ю-52 в строчку поиска по картинке.


1. Вообще «классика жанра» это удары по ИРД. Удары По точкам десантирования, тем более что основной метод снабжения грузами был все ж парашютный, - бессмыслица.
Впрочем, «окучивать», как Вы говорите, как ИРД, так и все остальное мешало только одно – недостаточность авиационных сил и средств поражения.
2. В том же месте «Гугуля» есть прекрасный зимний вариант «тетки».
3. Ох уж эти девушки-дизайнеры неуправляемые! Кстати, говорила мама, не доверяй "девушкиным фотографиям" пробуй все в натуре)))) и оказалась права, как всегда.


ИРД - исходный район десантирования.